Продолжаем. Традиционные жилища используют подручные материалы для строительства и опираются на традиции народа. Эти дома индивидуального строительства группируют по регионам (ведь тип жилища очень зависит от климатических особенностей), по народностям или по стройматериалам. Я решила двигаться в алфавитном порядке. Все выпуски вы можете посмотреть в тематической подборке, которая регулярно пополняется, а статьи энциклопедии постоянно дополняются.
Мадет-мат
Мадет-мат — это временное охотничье (охота по-селькупски: «когда поспевает белка») жилище селькупов*, состоящее из двух подземных помещений: холодного (сени) и теплого (с очагом). На время охоты (пару зимних месяцев подряд) обживались обстоятельно, потому что на охоту выезжали всей семьей — с женами и детьми.
Спустившись в сени по лестнице (бревну с зарубками), через подземный ход длиной от двух до пяти метров попадали в теплое жилое помещение. Это ж настоящая семейная норка!
Такая землянка до ХХ века северным селькупам могла служить и постоянным жилищем. А вообще для постоянного проживания селькупы строили так называемые зимние юрты, постоянные дома в поселениях на высоких берегах сибирских рек, представляющие собой обыкновенные срубы.
*Селькупы — древний самодийский народ Крайнего Севера. Их осталось около трех с половиной тысяч человек, живут в Западной Сибири: в Тюменской и Томской областях и Красноярском крае. Большая изолированность позволила селькупам сохранить свои обычаи со времен неолита.
Другие жилища селькупов: чум, карамо, пой-мат, тяй-мат, тимбучи-мат, корель-мат, балаган и др.
Мазанка
Мазанки были популярны в регионах с мягким и теплым климатом: на Украине, на Кубани, в Средней Азии, на Кавказе. Мазанки строились из обмазанного глиной плетня (переплетенных тонких веток). В строительстве для таких жилищ есть термин «турлучные дома», обозначающий дома, возведенные с помощью каркасно-обшивочной технологии (турлук /тюркск./ — «плетень, обмазанный глиной»). Такие жилища хорошо держали тепло зимой и прохладу — летом. Характерная особенность мазанок — отсутствие фундамента, они ставились прямо на земле.
«Обмазку выполняли глиной, перемешанной с соломой, иногда обмазывали дом в несколько слоев. Первый слой — связующий. Он был относительно жидким, его набрасывали и вбивали кулаками в плетень. Да, сила здесь играла решающую роль! Для второго слоя использовали уже более густую смесь, стараясь сделать более ровную поверхность. Для финального, третьего, слоя готовили отдельную смесь из глины, навозной жижи и гораздо более мелко рубленой соломы. Нанеся третий слой, глине давали просохнуть, а затем белили стены известью». (Дзен-канал «Новгородский строитель»)
В казачьих станицах крышу мазанок крыли соломой или камышом, стены ставили толстые, свес (выступающая часть крыши, выходящая за пределы стен дома) был небольшим, навес делали только над крыльцом. Сам дом был квадратным. Турлучные дома запорожских казаков назывались куренями.👇
В Чечне и Северной Осетии мазанки были прямоугольными, вокруг дома делали узкую галерею, подставляя опорные столбы под широкие свесы крыши.
Сейчас мазанок сохранилось мало, в основном в сухих районах, потому что эти постройки боятся влаги.
Майхан
Монгольская походная палатка майхан хорошо приспособлена для кочевого образа жизни, потому что она легкая, быстро собирается, ну, и устойчивая. Основа строения — два вертикальных шеста и один горизонтальный поперек них. Ткань сверху накидывалась не абы как: заготавливали два больших прямоугольных войлочных полотнища, сверху — белую ткань с аппликациями в виде национального орнамента, эти полотнища после их закрепления на шестах становились боковыми стенками палатки. Отдельно вырезали четыре треугольных войлочных лоскута, крепили их в торцах майхана и ли же покрывали белой тканью с аппликациями. Насчет белой, украшенной орнаментом ткани архитекторы пишут, что это новшество появилось только в ХХ веке. Нижние края, как у современных палаток, крепили к земле колышками.
Майхан и сегодня популярен в Монголии. В нем живут во время дальних переходов с караванами. Большие майханы ставят для гостей во время народных праздников.
Мало́ка
Большое общинное жилище в тропических лесах западных и северо-западных районов Амазонии антропологи стали называть малока, введя слово в научный лексикон во второй половине ХIХ века. Так же принято называть индейский лагерь, состоящий из одной-двух малок. В одном таком «коммунальном доме» могут жить до 100 представителей родовой общины. Местное население называет малока не только свою общину, живущую в «коммуналке», но и правила поведения в общине, ее традиции.
Малока — это прямоугольный (восток и юго-восток Колумбии, запад и северо-запад Бразилии) или круглый (юг Колумбии, восток и северо-восток Перу) в плане дом. Строится малока из балок, жердей и лиан, двускатная или конусообразная крыша кроется пальмовыми листьями и корой деревьев. Скаты крыши заканчиваются всего в метре от земли. Малока имеет два входа с торцевых сторон: фронтальный вход (обращен на восток) для мужчин и гостей, задний — для женщин. Спальные места — нары или гамаки.
Конструкция и интерьер малока передают сложную символику, связанную с верованиями индейцев. В их представлениях малока — это проекция вселенной, центр мира, «женщина мудрости». Фасады украшаются геометрическими узорами и изображениями галлюциногенных видений шаманов (эти деятели культа обязательно принимали внутрь будоражащую разум настойку из лианы аяуаски). Так что, совершая свои ежедневные ритуалы в малока — «центре мира», — с помощью листьев коки и прочих вспомогательных веществ индейцы каждый день наводили/наводят порядок во вселенной. Цветовая гамма на фасаде: черный, белый, желтый и красный. На задней стене наносятся рисунки попроще и пореалистичнее. На круглых малоках (это символ женщины) чаще встречаются нерасписанные фасады.
Внутри тоже все пространство было устроено в соответствии с мифологическими представлениями индейцев. Задняя часть дома, предназначенная для проживания вождя с семьей, отгораживается циновками. А дальше все зависело от статуса семьи: чем она выше в иерархии рода, тем ближе к главе общины она располагается. Места у входа — для гостей. Между центральными опорными столбами — разные сакральные предметы, низкие скамеечки для мужчин, на стенах — все необходимое для коллективных ритуальных танцев (они проходят здесь же, в малоке): жезлы, флейты, маракасы, барабаны. У шамана было свое место — строго у первого левого опорного столба.
А вообще у каждого племени свой характерный вид малоки. Но для всех обитателей она считается священной. Четыре несущих столба хижины определяют место, где будут похоронены члены рода после переезда семьи на другое место, в котором будет отстраиваться новая малока. Интересно, что это жилище может выступать в роли солнечных часов: сквозь специальные щели в крыше по положению солнечных лучей на стене члены общины определяют время дня.
Малока находятся довольно далеко друг от друга, от нескольких сот метров до нескольких километров, но в пределах зоны слышимости барабанов, с помощью которых передавались послания всем членам рода.
Сейчас в малока по-прежнему проживают небольшие общины. В крупных деревнях это жилище для семьи главы. А чаще всего это своеобразный клуб для ритуалов, церемоний, собраний и приема гостей. Здесь же детям передается знание языка и премудрости предков.
По поводу происхождения слова малока есть разные версии, за достовеность которых я не могу ручаться. В португальских источниках варианты такие: от mar’oca (на языке племени тупи — «дом войны», «военный корпус», «индейская ферма»); от malocan (на языке мапуче — «враждовать»). Оксфордский словарь утверждает, что ранее на бразильском португальском, аргентинском и уругвайском испанском слово «малока» обозначало неожиданную атаку индейцев мапуче на малоки других племен, а с умиротворением индейцев смысл стал меняться от «нападения» к «жилищу». (Кстати, малоки иногда подвергались нападению и со стороны миссионеров-иезуитов.) А вот в самом южном бразильском штате Риу-Гранди-ду-Сул малока — это маленький захудалый домишко, построенный из подручных материалов, вплоть до тряпок и картона.
*И я так и не определилась, склонять ли это слово. Соответственно, насчет женского рода тоже могут возникнуть сомнения.
Рекомендую материал коллеги по Дзену о современных амазонских индейцах по итогам поездки.
А теперь бонус для тех, кто добрался до конца статьи.
Британский художник Алекс Чиннек создал в английском прибрежном городке Маргейт вот такую инсталляцию в традиционном стиле. Вид снаружи и изнутри. Вот уж не знаю, есть ли такой здоровый человек с крепким вестибулярным аппаратом, способный жить под таким углом наклона.
Продолжение следует.
Все статьи из этой серии в подборке «Энциклопедия жилищ».
Подписывайтесь на «Словесный бардачок», если хотите больше знать о книжных и киноновинках и старинках, культуре речи, истории русского языка, заковыристых правилах, редактировании текстов и писательском мастерстве.
Если вам нужна редактура или корректура, я на связи в ВК.