Збигнев Шчепанек (Zbigniew Szczepanek) родился 19 мая 1933 года в Оксивии, пригороде Гдыни на Балтийском побережье Польши. Его отец, профессиональный унтер-офицер Военно-морских сил Польши, служил на корабле ORP «Ryý». После тяжёлого случая на корабле отец ушёл в запас, забрав семью в Бескиды Живецкие, откуда он родом. Трагедия не миновала семью Шчепанеков - во время оккупации отец, вовлеченный в подпольную деятельность, попал в Освенцим, где был убит.
Продолжая семейную традицию, Збигнев Шчепанек в 1951 году поступил в Офицерскую школу Военно-морских сил. После окончания обучения с 1951 по 1955 год служил на кораблях ORP «Błyskawica» и ORP «Gryf» в качестве штурмана. Его морская карьера была чрезвычайно успешной - он получил степень доктора по астронавигации, которую затем в течение 10 лет преподавал в Высшей школе военно-морских сил.
В 1971 году Збигнев Шчепанек перешёл к гражданской жизни и начал работать в Высшей морской школе в Гдыне как преподаватель астронавигации, сменив на этом посту легендарного капитана Кароля Бордхардта. В течение следующих десяти лет он активно занимался педагогической деятельностью, создав несколько ценных учебных пособий и учебников по навигации.
От штурмана к художнику
Однако самым большим увлечением Шчепанека стала живопись, которую он открыл для себя довольно поздно - в возрасте 42 лет в 1975 году. После завершения работы в морской школе в 1981 году, он полностью посвятил себя искусству. В 1983 году он покинул Гдыню и на восемь лет поселился в Казимеже-Дольном, где развивал свое художественное мастерство и налаживал контакты с выдающимися польскими художниками и критиками искусства.
Францишек Старовейский, один из самых авторитетных польских критиков искусства, охарактеризовал Збигнева Шчепанека как «одного из лучших акварелистов Европы». Акварель - это чрезвычайно сложная техника, которая не позволяет ошибок: во время рисования невозможно ничего исправить или скорректировать, как в масляной живописи, нужно начинать снова. О Шчепанеке Старовейский отмечал: «А Шчепанек умеет творить - как говорится - с первого удара».
Художник стал членом Союза польских художников-пластиков (ZPAP) и автором многих персональных выставок как в Польше, так и за рубежом. Его первые персональные выставки состоялись в 1980 году в Норвегии, Германии и Югославии.
Первоначальной специализацией Шчепанека были пейзажи в технике акварели. Замки появились в его творчестве только во второй половине 1990-х годов.
Трилогия Сенкевича как источник вдохновения
Толчком к созданию замковой тематики послужили крепости, которые фигурировали на страницах романов о тевтонских рыцарях и «Трилогии» Сенкевича. В голове художника родилась, казалось бы, безумная идея нарисовать все польские оборонительные крепости. Результатом этого грандиозного замысла стали четыре альбома, содержащие 900 картин, изображающих 180 замков:
«Замки Померании, Вармии и Мазур»
«Замки Силезии»
«Замки Великой Польши, Малой Польши и Мазовии»
«Замки на Кресах»
Мирский замок
Альбом «Zamki na Kresach» (Замки на Кресах), был издан в 2008 году издательством Bernardinum. Этот четвертый альбом Шчепанека, украшенный авторскими акварелями, показывает 59 самых известных крепостей на Кресах - польское название территории современной Западной Украины.
Бережанский замок
Меджибожский замок
Золочевский замок
Золото-Потокский замок
Хотинская крепость
Историческая параллель с Наполеоном Ордой
Эти публикации представляют собой первое подобное предприятие за 125 лет, со времён завершения Наполеоном Ордой своего «Альбома исторических видов Польши, посвящённого соотечественникам».
Сравнение с Наполеоном Ордой (1807-1883) особенно показательно. Орда, художник, композитор и пианист, в годы разделов Польши увековечивал следы великого прошлого Речи Посполитой, чтобы «успокоить сердца» поляков. Его «Альбом исторических видов Польши» включал 260 автолитографий и был издан в восьми сериях между 1873-1883 годами.
Точно так же Збигнев Шчепанек утверждал, что его движет патриотическая мотивация. Он объяснял: «У многих иностранцев до сих пор сохраняется образ Польши как страны хижин, крытых соломой, коня в поле и придорожных святынь, что меня ужасно раздражает. У нас ведь великолепные постройки. В основном оборонительные, потому что так складывалась наша история».
Множество путешествий по всей стране и посещение исторических сооружений дали ему возможность создать увлекательную коллекцию «портретов замков», нарисованных с натуры в разные времена года и под разными углами.
Гродзецкий замок в Польше
Каменец-Подольский на картинах Збигнева Шчепанека
Среди множества замков, изображенных Шчепанеком, особое место занимает Каменец-Подольский. В альбоме «Zamki na Kresach» представлена акварель, изображающая эту легендарную крепость.
Старый и Новый замок во второй половине XVII века. Реконструкция
Кроме того, в коллекции художника есть отдельная работа «Armata w Kamieńcu Podolskim» (Пушка в Каменце-Подольском), созданная в 2007 году.
И ещё несколько акварелей со Старым замком в Каменце-Подольском
Вид на Старый замок с юго-западной стороны
Вид на Старый замок с западной стороны
Старый замок со стороны Карвасар
Уникальность проекта в европейском контексте
Около 40% замков в альбоме представлено в виде авторских реконструкций, которые показывают, как эти сооружения могли выглядеть в прошлом, остальные 60% фиксируют их современное состояние. Некоторые из этих реконструкций были созданы впервые и поэтому их можно считать уникальными в своем роде.
Чернокозинецкий замок. Реконструкция Збигнева Шчепанека
Корецкий замок. Реконструкция Збигнева Шчепанека
Работы Шчепанека нельзя назвать полностью исторически достоверными, но они безусловно интересны. Художник опирался на исследования, исторические очерки, но иногда и немного украшал изображения. Как отмечают исследователи, он сочетал в себе талант художника и историка-реконструктора, что сделало его работы особенно ценными.
Было издано четырнадцать больших альбомов, посвященных архитектурному и историческому наследию. Его работы характеризуются высоким уровнем мастерства и точности, а также собственным художественным видением.
Збигнев Шчепанек умер в 2020 году в возрасте 87 лет. Морской университет в Гдыне сообщил о смерти «художника, навигатора, человека моря», подчеркнув его многогранный талант. Он оставил после себя уникальное наследие, которое сочетает морскую службу, научную деятельность и выдающиеся художественные достижения. Творчество художника продолжает вдохновлять исследователей и любителей истории, демонстрируя красоту и величие архитектурных памятников прошлого.
Читайте также:
#живопись #художники #КаменецПодольскийнакартинаххудожников