Для нас Брайан Мэй - это один из участников Queen, легендарный музыкант. Незаменимый участник группы, Мэй обладал собственным стилем игры на инструменте, который безошибочно узнавался. А его песни стали всемирными хитами. Казалось, что музыка - главное призвание этого человека, и он состоялся в ней на все сто. Но так казалось.
Многие ли музыканты живут двойной жизнью? Оказывается, что да. У Мэя, помимо любви к музыке, была еще одна любовь. Которая в разные времена его жизни отвечала ему взаимностью - астрофизика. Говорят, что до того, как сделать свою знаменитую электрогитару, по легенде Брайан сначала собрал свой первый телескоп. Космос его манил, и это было своевременное увлечение, ведь человечество вовсю стало бороздить космические просторы.
Будучи сыном чертежника, работавшего в Министерстве Авиации, Мэй поступил в Лондонский Имперский колледж, закончив его в 1968-м году с отличием, получив степень бакалавра. После этого Брайан получил личное приглашение от сэра Бернарда Ловелла, директора обсерватории Джодрелл-Бэнк, работать в новом месте, готовя диссертацию. Мэй отказался, решив остаться в Лондоне, где в то время у него начались концерты его группы Smile.
Впрочем, научные изыскания он не оставлял. Даже когда появились Queen, Брайан работал над темой диссертации. В 1970-х годах он писал дипломную работу по инфракрасной астрономии. Один из его преподавателей занимался спектроскопическими исследованиями космической пыли. Исследования зашли в тупик, потому что большая часть оборудования вышла из строя. Мэю предложили заниматься не самой актуальной тогда темой. Объектом его исследований стала космическая пыль, своего рода облако из каменных частиц, заполняющее межпланетное пространство в Солнечной Системе.
Как вспоминает Мэй:" Проще говоря, откуда оно берётся и куда движется? Все остальные изучали свет, отражённый зодиакальным облаком, а мы смотрели, как движется это облако, отслеживая линию поглощения в солнечном спектре, которая смещается по эффекту Доплера из-за движения пыли относительно Земли. Мы предположили, что часть пыли должна состоять из обломков комет, а часть - из обломков астероидов. У меня возникла безумная идея, что какой-то небольшой компонент может быть межзвёздным, потому что Солнечная система движется в пространстве".
Не все оценивали высоко выбранную тогда Брайаном тему. Поэтому в среде Имперского колледжа он прослыл чудаком. Измерения Мэя были с большой погрешностью, не всё сходилось в чертежах, поэтому опубликовать тогда исследования не представлялось возможным. А мысль о том, что межзвездные элементы проходят через Солнечную систему, и вовсе показалась научной комиссии кощунственной. Сам музыкант с сожалением говорит, что не опубликовал тогда многие из полученных данных. Ведь в 2010-е многие из полученных им открытий оказались актуальными.
Впрочем, к 1974-му году Мэй и группа Queen стали постепенно набирать популярность. Недописанная работа так и осталась в "замороженном" состоянии. Вернется к своим исследованиям Брайан лишь в середине 2000-х. За эти тридцать лет многое что изменится, в теме изучения зодиакальной пыли произойдут открытия. На написание своей работы гитарист потратит, с учетом перерыва, долгие 37 лет своей жизни. Пройдя процедуру, когда в устной форме студент отвечает на вопросы принимающей комиссии, Мэй был допущен до защиты. Тема была сформулирована так: "Исследование радиальных скоростей в космическом пылевом облаке".
На самом деле, несмотря на то, что тридцать лет наука не стояла на месте, и в этой теме уже многое изменилось, тем не менее, было проведено не так много исследований. И Брайан со своим трудом оказался в нужное время в нужное место. Только-только современные спутники открывали новые нюансы изучаемого гитаристом явления. В своей докторской диссертации он исследовал лучевую скорость, прибегая к использованию доплеровской спектроскопии. Проведя наблюдения в обсерватории на Тенерифе, что на Канарах, используя интерферометр Фабри - Перо, Мэй наконец-то смог завершить работу, стоившую ему стольких лет.
Он получил диплом на церемонии вручения наград Имперского колледжа, которая состоялась в Королевском Альберт-Холле 14 мая 2008 года. Попутно в октябре 2007 года Мэй был назначен приглашенным исследователем в Имперский колледж, и он не потерял свой интерес к астрономии, став участником Имперской астрофизической группы. Брайан стал соавтором книг, написанных с ученым сэром Патриком Муром: "Полная история Вселенной" и "Космический турист". Однажды в одной из телепередач, посвященной астрономии, Мэй получил комплимент: "Еще никто так не был сильно похож на Исаака Ньютона".
Кажется, с тех пор его научная деятельность была более насыщенной, чем музыкальная. С 2008 по 2013 он занимал пост ректора Ливерпульского университета Джона Мура. Астероид 52665 Brianmay был назван в его честь 18 июня 2008 года по предложению Патрика Мура.
Теперь Мэя стали интересовать космические тела, в том числе астероиды. Это выразилось в его увлечении стереоскопической фотографией. Поэтому в 2014-м году Брайан стал соучредителем Дня Астероида - глобальной просветительской кампании, в рамках которой люди со всего мира собираются вместе, чтобы узнать об астероидах и о том, что можно сделать, чтобы защитить планету от их опасности.
В середине 2010-х Мэй присоединился к программе The New Horizons, организованной NASA с целью изучения дальних космических тел в Солнечной Системе. В рамках программы Брайан создает стереоскопические изображения некоторых астероидов, обнаруженных в дальних частях системы, преимущественно за поясом Койпера.
В 2022 году Мэй был удостоен степени honoris causa от профессора Брэда Гибсона из Центра астрофизики имени Э. А. Милна при Университете Халла. Брайан теперь не только легендарный музыкант, но и легендарный ученый. Его награждали как популяризатора науки. А в конце 22-го года он стал рыцарем-бакалавром. Король Карл III в марте 2023-го официально посвятил музыканта в рыцари.
Кажется, Мэй будто бы прожил две жизни. И музыкальная карьера, и научная насыщены столькими событиями, что удивительно, как Брайан везде успевал. Вот только связана ли столь активная научная деятельность и интерес к нему со стороны научного сообщества с оригинальными открытиями, сделанными перспективным астрофизиком Брайаном Мэем, или всё дело в его музыкальном прошлом? Вопрос риторический...
Добро пожаловать! Подписывайтесь на канал, буду рад лайкам и комментариям!