Дорогие друзья!
Если Вы помните, все наше противостояние планам строительства полигона ПНТЗ в Дидинском лесу началось с видеообращения В.В. Путину, которое записали жители с. Первомайское (в 5 км от планируемого полигона) еще 22 февраля 2025 года. Можно признать, что видеообращение было выражением эмоционального ответа наших граждан - да, оно не содержало юридической аргументации, которая бы обосновывала наше беспокойство за экологическую безопасность.
В силу ряда обстоятельств, включая практическое отсутствие какой-либо информации о полигоне в СМИ до момента проведения публичных обсуждений, у жителей близлежащих к будущему полигону поселений не было фактической возможности, чтобы в этом всем разобраться. И февральское обращение к Гаранту Конституции РФ В.В. Путину было просьбой поручить ведомствам ответить на основной вопрос - законно ли выбрано место под будущий полигон и не были ли нарушены при этом права граждан?
Основная надежда была в том, что ведомства и надзорные органы смогут решить проблему.
Однако, прошло 5 месяцев, и сегодня мы вынуждены констатировать, что адресаты наших жалоб так и не смогли по-настоящему вникнуть в суть проблемы.
Сегодня мы понимаем, что обращение к Президенту - ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА, когда все остальные методы уже исчерпаны. Мы 5 месяцев пробовали ВСЁ, включая подачу 3-х исков в суды (один из которых был частично удовлетворен, однако был обжалован заинтересованной стороной).
Сегодня мы обращаемся к В.В. Путину вновь, но уже приводя железобетонную аргументацию своей позиции:
А вы куда-нибудь уже обращались? (с)
Мы обращаемся к Президенту, потому что мы прошли все инстанции:
- В прокуратуру (Генеральную, Природоохранную, прокуратуру Свердловской области):
+Обращение в Генеральную прокуратуру №2.8-15-5630 от 18/03/2025 (по поручению Крашенинникова П.В. - Председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству)
+Обращение в Генеральную прокуратуру №25-Р-129054-25/142373 от 24.03.2025
+ Обращение в Прокуратуру №2.8-15-5630 от 18.03.2025
+Обращение в Прокуратуру №7/3-p-12110-25/12283 от 28.05.2025
+Обращение в Прокуратуру №45ж-2025/20650062/Он340-25 от 02.04.2025
и другие - Следственный комитет:
+Обращение СК РФ №216/2-32-25 от 12.05.2025 и 29.05.2025
+Проверка СК РФ №279пр-25 от 04.06.2025
и другие - Министерство природы и экологии Свердловской области (МПиЭСо, и дочерние департаменты):
+МПиЭСо №12-12-05/539 от 19.03.2025
+МПиЭСо №12-12-05/609 от 26.03.2025
+МПиЭСо №12-12-05/685 от 02.04.2025
+№12-01-82/6235 от 08.04.2025 (по поручению Киселева К.В)
+№10846-ОГ/50 и № 16027-ОГ/50 от 09.04.2025
+МПиЭСо №12-12-05/963 от 22.04.2025 (по поручению Паслера Д.В)
+МПиЭСо №12-12-05/995 от 24.04.2025 (от депутата Госдумы Альшевского А.Г)
+МПиЭСо №12-12-05/1087 от 29.04.2025
+МПиЭСо №12-12-05/1555 от 11.06.2025 (от депутата Госдумы Альшевского А.Г)
+МПиЭСо №12-12-04/1789 от 03.07.2025 (по поводу лицензии на воду)
+Минприроды России (17-50/12386-ОГ от 03.07.2025)
+Росводресурсы (ВН-02-35/8595 от 26.06.2025)
+Роснедра (АГ-03-37/14435 от 18.06.2025)
+Рослесхоз (АВ-03-50/9026 от 07.04.2025)
+Россельхознадзор (ТП/09-5166 от 08.07.2025)
+Минсельхоз (И-125828 от 9 июля 2025) - Росприроднадзор (региональное и федеральное отделение)
+04-27/ПР/-315 от 06.03.2025
+03-01-16/436 от 17.03.2025
+03-01-16/437 от 17.03.2025
+СР-05-01-33/24324 от 03.06.2025
+02-01-18/1160 от 03.07.2025
+03-01-16/1196 от 07.07.2025
+03-01-16/1224 от 08.07.2025 - Администрация Первоуральска и Правительство Свердловской области
+114.03-01 от 17.03.2025 и последующие
+114.03-01/780 от 09.07.2025 (МО68-01-68-523/1 от 19.06.2025)
+Мугисо (17-01-23/21430 от 11.07.2025 и 17-01-23/1273 от 17.07.2025)
+Коллективное обращение ВрИО губернатора Паслеру от 5 мая 2025 г и обращение от 19.06.2025 - Так же мы обращались в Общественную Палату при Минприроды РФ, к депутатам местного и федерального значения.
- Мы создали общественную инициативу на официальном сайте общественных инициатив:
Ни от одного из ведомств не было получено ответов по существу заданных вопросов о нарушении законодательства РФ в области защиты водных объектов, о несоответствии проекта всем действующим нацпроектам в области Экологического благополучия.
Таким образом, мы считаем, что все законные способы для защиты Конституционных прав граждан были исчерпаны, в связи с чем мы считаем возможным повторно обратиться к В.В. Путину как Гаранту Конституции для защиты прав граждан.
1. Прокуратура и природоохранная прокуратура
Еще 20 марта 2025 года Владимир Путин поручил Генпрокуратуре усилить работу в направлении контроля за природоохранной деятельностью.
Это то, куда мы обратились в первую очередь. И наши требования там поддержали: природоохранная прокуратура Свердловской области выдала 2 протеста по нашему делу по отношению к нарушению прав граждан в сфере экологии и природопользования. Прокуратура в своем протесте обозначила требования к Администрации Первоуральска устранить нарушения и отменить незаконные постановления.
Протесты 25.02.2025 02-03-2025 (4) и 25.02.2025 02-03-2025 (5)
Однако, по состоянию на 24 июля 2025, спустя более чем 5 месяцев, требования так и не были исполнены. Более того, исковое заявление (ДЕЛО № 2а-1675/2025 ~ М-958/2025, рассматриваемое в Первоуральском суде единолично судьей Гайдуковым Г.В.), дублирующее требования прокурора, было отклонено по весьма странным обстоятельствам.
Если требования прокуратуры игнорируются и не исполняются - значит, не исполняется и поручение Президента РФ (по усилению природоохранной деятельности)? Если у природоохранной прокуратуры Свердловской области ( которая, к слову, находится на последнем месте в экологических рейтингах) недостаточно ресурсов (?) для усиления природоохранного надзора - то это выглядит как системная проблема, требующая внимания федеральной власти. Мы, как граждане - лишь можем в этом случае просить Президента расширить полномочия и увеличить штат природоохранной прокуратуры Свердловской области. Чтобы их было достаточно, чтобы прокуратура могла бы добиваться выполнения собственных требований в защиту прав граждан.
2. Министерство природы и Экологии Свердловской области
Данное министерство служит (должно служить) глобальной цели защиты и сохранения экологии региона и является (должно являться) проводником в выполнение всех национальных программ по Экологии, в т.ч. осуществлять сохранение Лесов, защиту Воды и биоразнообразия, создания экономики замкнутого цикла. Именно в это ведомство стекалась основная часть обращений граждан (организаций, депутатов), и по состоянию на июль 2025 года оно выдало на них уже почти 2000 ответов с отписками, при этом нередко игнорируя приводимые весомые аргументы. Одинаковые отписки приходят даже на запросы прокуратуры (которая должны была быть усилена по поручению В.В. Путина).
Основная претензия неравнодушных граждан к ведомству заключается в том, что вместо выполнения своей работы по защите природы и экологии области, вместо проверки важных для экологии и региона сведений - она помогала в подготовке проекта полигона ПНТЗ, решая задачи формирования участка еще во время, когда даже не был дан официальный старт полигону (со слов министра экологии Д.М. Мамонтова, данных в интервью 2025-06-10, запись которого у нас есть в наличии, он сообщает, что «еще в 2022 году решал вопросы пересечения участка под полигон с землями лесного фонда»).
Цитата:...мы с коллегами вместе работали и на самом деле предполагалось и исследовалось на предмет пересечения с землями лесного фонда предполагаемого полигона, на котором будут промышленные отходы складироваться, но в 2022 году это пересечение уже было выявлено заранее, земельный участок изменил свою конфигурацию... - цитата министра Мамонтова Д.М, начиная с 27:00 минуты
При этом приказ АО «ПНТЗ»№ 026/1, который дает старт полигону - датируется от 20.01.2023. Зачем министр природы и Экологии Свердловской области работал (и, главное, с кем) в 2022 году над проектом, которого еще не существовало - мы на эти вопросы ответить не можем.
Однако, при аргументированном обращении о возможных нарушениях или ошибках при выделении участка под полигон - не было никакой реакции со стороны ведомства.
Крайней точкой стало то, что мы выяснили вопиющую ситуацию - как оказалось, кроме того, что участок под полигон ранее был сельскохозяйственного назначения, на него в 2024 году агентство Роснедр (Входит в МинПрироды) выдало лицензию на поиск питьевой воды для города Первоуральска.
Государственный контракт на поиск воды
В то самое время, когда граждане Первоуральского Округа давным давно страдают от недостатка питьевой воды:
Так, глава СК России Александр Бастрыкин еще 9 дек 2023 поручил представить ему доклад о ненадлежащем водоснабжении в городе Первоуральск Свердловской области. С тех пор прошло 2 года, однако ситуация не сказать, что сильно улучшилась. В июле 2025 Александр Бастрыкин снова потребовал доклад.
Вероятно, именно события 2023 года дали начало процессам, в которых министерство Природы и Экологии Свердловской области в 2023 году инициировано государственный контракт №38-ЭП от 11.10.2023 г. под номером 242666108965866700100100030017112244
Изучить все данные данного муниципального контракта вы можете самостоятельно по ссылке » , т.к. они являются открытыми в соответствии с 44ФЗ. В них указаны следующие данные:
Проведение работ по объекту: Геологическое изучение
недр, включающее поиски и оценку месторождений подземных вод, с целью изыскания дополнительных подземных источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Первоуральск
В результате выполнения данного контракта была выдана ЛИЦЕНЗИЯ на пользование недрами под номером СВЕ 029959 ВП
Дата государственной регистрации: 23.12.2024
Срок окончания пользования участком недр: 01.12.2026
Вид пользования недрами: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений подземных вод.
Лицензия выдана на изучение трех участков, в т.ч. на участок с названием "Верхне-Черемшанский", в самой лицензии размещены точные координаты данной лицензии:
Если мы перенесем для наглядности точные координаты предполагаемого полигона АО ПНТЗ на участок выданной ЛИЦЕНЗИИ НА ПОИСК ПОДЗЕМНЫХ ВОД - мы увидим следующее:
Да, вы все верно понимаете - т.е. Министерство природы и Экологии не просто согласовало установку полигона промышленных отходов на участке с вековым Дидинским лесом - она согласовала его на участке с подземными водами, на который само же министерство и выдало лицензию на поиск питьевой воды для г. Первоуральска.
Мы с февраля писали:
В части 2 статьи 59 Водного кодекса РФ указано, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.
И мало того, что данный процесс был запущен (Цена контракта составляет 24 900 000,00 ₽), так и два этапа этого контракта уже были успешно реализованы и приняты министерством природы и экологии Свердловской области (т.е. часть денег по государственному контракту уже оплачена). При этом ведомство абсолютно не смущает тот факт, что на питьевых источниках воды для города Первоуральска - планируется полигон для коммерческого предприятия.
Подтверждением гипотезы о наличии воды является тот факт, что в проектной документации государственного контракта, которая выложена в открытом доступе, опубликован так же ЭКСПЕРТНЫЙ ОТЧЕТ двух этапов, по результатам предварительной оценки гидрогеологами потенциального расположения подземных вод для питьевых целей Первоуральска, и в нем обозначено ни что иное как водосборные площади данного участка (на карте - синим, красным - координаты лицензии на пользование недрами):
Дополнительно важно отметить, в экспертном отчете указано, что данный участок является наиболее перспективным с точки зрения оценки объема воды (11.11 тыс м3/сут. против 4.45 и 5.1 тыс. м3/сут, т.е. в 2 раза выше чем на других участках):
Таким образом, участок, который был согласован Министерством Природы и Экологии Свердловской области под полигон промышленных отходов, полностью расположен в пределах водосборных площадей для питьевого водоснабжения с максимальным предварительным дебетом.
Что говорит нам даже не о предположительном, а об однозначном нарушении п.2 статьи 59 Водного кодекса РФ!
Профильное ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ дало подтверждение, что участок недр заходит на Верхне-Черемшанский участок недр:
Разумеется, мы сразу обратились с этим вопросом в министерство природы. Вот только Министерство природы и экологии Свердловской области, мягко говоря, не торопится принимать меры по разрешению ситуации, связанной с возможным нарушением Федерального законодательства.
3. Росприроднадзор
Росприроднадзор должен следить за нарушением природоохранного законодательства в области недр, в том числе за предотвращением самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых.
Это входит в задачи ведомства, которые описаны, в частности, в «Положении о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», утверждённом постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 №293.
Кроме того, Росприроднадзор осуществляет контроль над такими направлениями, как геологические исследования, охрана недр и их разумное использование.
Однако, не смотря на неоднократные (см выше) обращения в орган по поводу возможных нарушений природоохранного законодательства, мы так же получаем в основном отписку о том, что «данных о полигоне не поступало» в ведомство, а поэтому мер реагирования не требуется («когда построят - тогда и приходите?»). При этом игнорируются поданные аргументы про возможные нарушения при реализации обсуждаемого проекта.
А именно:
- Были допущены многочисленные нарушения при проведении слушаний и землеустройстве участка с кадастровыми номерами 66:58:2803006:440 и 66:58:2803006:56 (что подтверждается представлением прокурора №45ж-2025/20650062/Он549-25 от 12.05.2025, протестами 25.02.2025 02-03-2025 под номерами 4 и 5, претензиями Рослесхоза к частям бывшего участка с кадастровым номером 66:58:2803006:56)
- Не было проведено предварительное ОВОС, слушаний, необходимых экспертиз на участок 66:58:2803006:56 перед его выделением под полигон ТБО (решение №277 от 26 марта 2020 года «О внесении изменении в Генеральный план городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденный решением Первоуральской городской Думы от 29 марта 2012 года 482»).
- Как следует из инвентарной описи, земли участка 66:58:2803006:56, выделяемые под полигон отходов ТБО, а затем и под промышленный полигон отходов, были заранее переведены из земель Сельскохозяйственного назначения, законность перевода которых так же не проверена соответствующими органами.
- Не было проведено требуемых законом изысканий, которые были должны предшествовать переведению земли в земли промышленности
- Объект не получил разрешения, не был внесен в ГРОРО
- Размещение объекта противоречит принятым стратегиям развития Свердловской области от 2018 года и Первоуральского ГО от 2019 года
- Участок полностью покрыт лесным массивом возрастом от 100 лет, на нем имеются многочисленные зафиксированные экспертами виды растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Все факты были предоставлены в Природоохранную прокуратуру, Росприроднадзор, Министерство Природы и Экологии. Однако ни один из доводов не был проверен ведомствами должным образом, между тем, в ответе от руководителя Росприроднадзора №СР-05-01-33/24324 на депутатский запрос по обращению Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Кузнецову, была дана общая информация (отписка?), что:
Таким образом, можно сделать вывод, что ведомство, которое должно противодействовать таким нарушениям, так же пока не начинало соответствующих проверок, ограничившись отпиской, что к ним «не поступало извещения о начале строительства», а значит мер реагирования не предполагается (включая как не предполагается и любых превентивных мер по защите).
При этом сам же Росприроднадзор выводит памятку о:
...необходимости заблаговременной подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения, а также проведение в отношении строящегося объекта НВОС федерального государственного экологического контроля (надзора) в целях оценки возможности выдачи заключения контрольного органа в отношении объекта капитального строительства...
Однако подготовка к реализации проекта по обустройству Полигона промышленных отходов АО ПНТЗ идет полным ходом, о чем можно убедиться в пресс-релизе холдинга ТМК, в который входит компания.
Сложно представить, чтобы такой гигант, как ТМК с ее экологическими амбициями, с их юридическим штатом, НЕ БЫЛ ОСВЕДОМЛЕН о пересечении будущей хозяйственной деятельности (объекта HBOC) с потенциальной природоохранной зоной (больше подходящей для ООПТ), источниками долгожданной питьевыми воды более чем для 100 тысяч граждан Первоуральского МО. Вода, которую будут пить сами работники предприятия и их семьи.
4. Правительство Свердловской области
Граждане неоднократно обращались в правительство Свердловской области с целью обратить внимание и добиться экспертного анализа возможных злоупотреблений и потенциальных нарушений федерального законодательства при подготовке к реализации данного проекта.
Так, 5 мая 2025 года (более чем 2 месяца назад) ВрИО Губернатора Паслеру Д.В. было передано 2252 подписей, собранных за неделю АНО «Заповедник» из всех близлежащих к будущему полигону населенных пунктов.
20 мая 2025 года наш представитель (Светлана Винтер), лично встретилась с Паслером Д.В., и он пообещал разобраться в данном вопросе.
13 июля 2025 было подано видеообращение к ВрИО Губернатора Свердловской области Паслеру Д.В с целью обратить внимание экспертного сообщества на спорный объект.
Однако никакого ответа так и не поступило. Глас народа не был услышан.
Итого
Возражения, в связи с готовящимся проектом, кроме жителей близлежащих населенных пунктов, выразили ученое сообщество (доктор биологических наук УРО РАН, кандидат Географических наук УРО РАН, доктор биологических наук УрФУ и другие), природоохранный прокурор. Поддержку оказали организации «Законопослушного гражданина», «Зеленый фонд», СМИ «Шторм ТВ», ряд СМИ Первоуральска, ИА Уральский Меридиан и другие. Подтверждением наших доводов так же являются официальные экспертные заключения, которые мы готовы представить комиссии лично.
В итоге, имеется полное обоснование наличия подземных водных ресурсов и водосборных площадей, совпадающих с местом размещения полигона промышленных отходов коммерческого предприятия, и следуемые за ними нарушения п.2 статьи 59 Водного кодекса РФ при продолжении реализации данного проекта в данном месте.
Таким образом, мы считаем, что все доступные для граждан способы на местном и региональном уровнях были исчерпаны, однако меры не были приняты и опасения всех заинтересованных в защите своих прав лиц игнорируются на местном и региональном уровне.
В соответствии с чем, мы считаем, что только Президент как Гарант Конституции имеет реальную возможность повлиять на данную ситуацию.
Уважаемый Владимир Владимирович! Просим дать поручение решить проблему Дидинского леса.
Послесловие
Дорогие друзья, кто не равнодушен к экологии нашего региона и готов вместе с нами продолжать защиту своих прав на экологическое благополучие - напоминаем, что по прежнему мы голосуем в нашей петиции, кто не проголосовал - обязательно сделайте:
Так же, Вы можете поддержать наше движение в юридическом плане: Для поддержки ниже реквизиты для пожертвований (абсолютно все средства пойдут на юридическое сопровождение и экспертизы). Мы уже много сделали благодаря Вам, но мы не уверены, что этого будет достаточно чтобы остановить данный проект. Нам потребуется больше судов!
1) для физических лиц 👇🏻
Перевод можно сделать:
👉по номеру карты 4276160619521512
👉по номеру телефона +7 950 193-51-13 (Сбербанк)
Получатель Екатерина Сергеевна Ч.
по QR-коду через приложение банка
❗Не забываем указывать в сообщении к переводу «ПОЖЕРТВОВАНИЕ» 🙏🏻
2) для юридических лиц или по QR: 👇🏻Наименование: АНО "ЗАПОВЕДНИК"
ИНН: 6686167040
КПП: 668601001
ОГРН: 1256600018179
Расчётный счёт: 40703810616750000025
Банк: УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК банка: 046577674
Корр. счёт банка: 30101810500000000674
ИНН банка: 7707083893
КПП банка: 665843001
❗❗❗ Очень важно: указывать в назначении платежа - «ПОЖЕРТВОВАНИЕ»
3) Для пожертвований в криптовалюте
💲 USDT BSC (BEP20): 0x19c1b23a30eab635a409a1523d81f591a632162a