Короткий рабочий день. Предпраздничный: без обеда и до трех. Недолго собравшись уходим с Валиком в поход. Почти взрослый сын. У меня рюкзак, у него алюминиевый кан. Ночи светлые. Плыть можно круглосуточно.
Туристы-водники. Спустили на воду лодку. Надежная и испытанная "пирога". Вода достаточно высокая, что бы легко проходить пороги, но течение при этом не сильное. Хотя оба мы массивные и Валику приходится время от времени высаживаться из лодки, протаскивать ее через мели и пороги. Валентин на удивление покладист. Не ноет и не жалуется. Между взмахами весла рассказываю ему байки. Про лучшего рыбака лохамского в войну и после войны – Петруху Микерановича. Про правнука его, Костика Д. и его отношение к рыбалке: "…только не этот АД…". Про рыбацкий индикаторный камень пониже Едмовой – сантиметра три воды поверх его. Скоро покажется верхушка.
Около полуночи швартуемся к избе у Сюевой. Печку не топим. Лето на дворе. С собой у нас спальники. В избе одеяла и матрасы. На костре варим суп с рыбной консервой. Сетку не мочили. Свежины нет.
12 июня Не сказать, что бы сильно перенапрягся за вчерашний переход. Побаливают руки и ноги, но терпимо. Встаем рано. Погода прекрасная. Солнечно. Доедаю вчерашний суп с сухарями. Валентин ограничивается холодным чаем.
В лодке есть ощущение уюта. Тесно, но почти как дома. В любом месте причалил к берегу, вскипятил чай, сварил суп. Лодку можно загрузить практически без ограничений. Все нужное и необходимое. Заодно и не очень нужное, но создающее комфорт. Степень загруженности лодки мало влияют на усилия передвижения ее. При пешем походе такого нет.
Проходим порог Курицин Носок. Это только по названию он такой легкомысленный и маленький. На самом деле один из самых протяженных и сложных в преодолении порогов. И один из самых опасных. На верхний конец острова нанесло деревьев. Приходится даже протискиваться под лежащим поперек протоки деревом, срубив несколько торчащих сучков. Сходить бы сюда в начале зимы по малому снегу и поджечь эту гору плавника на острове. Небольшая задержка – за следующим поворотом река перекрыта упавшей с боровского берега громадной елкой. Через всю реку. Верхушка лежит на противоположном берегу. Не объехать – пришлось поработать топором. Весной это дерево река утащит и выбросит на остров Курицина Носка. А может и на проход. Вот работы то будет – пропиливать путь для лодок.
Долгие… Сырный… Новая Речка… Названия некоторых наволоков я помню. Места насквозь знакомые с детства. Хотя рекой я стал плавать совсем недавно.
Из – за поворота показывается нос встречного судна. Юра Бечин (Евлампиевич) спускается сверху. Встали бортами. Разговариваем. Он выгоняет лодку на ремонт. Изба его у Кобылы. Специально за лодкой приходил. Течет днище. Нужны сварочные работы. Вместе с ним старшая его дочка. Тоже рыбачка. Но рыбалка неважная. Юра рыбак опытный. Сетует, что рыбы нет. Буркают харюски, но не берут. Да и в сетках почти пусто…. Примечаю – не обманул нас Камень у Едмовой – нет рыбалки.
Предупреждаю Юру о препятствиях, поджидающих его по пути. Он информирует меня о сложности прохождения порога на Кунзевой. В правоте его слов вскорости убеждаемся. Порог на Кунзевой тоже сложный и опасный. Протока узкая и струя сильная. Накиданные рекой бревна на острове осложняют путь. Топляк на самом нижнем краю порога, на самой струе лежит – пока не оттолкнул веслом, пройти не мог. Валик ползет по острову через завал…. Проходим и этот участок. На берегу бывший наш сенокосный участок. И Валентин в свое время на нем работал. Сено ставили на корову. Про каждый участок реки есть что рассказать. В Кунзевской яме под обрывом отец когда то нашел бивень мамонта….
В избе у Порога останавливаемся для чаепития. Изба новая, светлая. Рядом старая изба, дедкова. Топящаяся каменкой, по-черному. Хозяин хранит ее и гоит. Одна-единственная осталась из черных изб.
На улице самое пекло, а в избе приятная прохлада. Шведский армейский набор из котелка с кожухом как нельзя кстати. На штатной спиртовке прямо в избе вскипятили чай. Не зря с собой его тащим. Чай с сухарями – сытно. Не брали с собой свежего хлеба. Не страдаем – целое ведро сухарей. И чай с ним пьем и в суп набросать - размокнув становится не хуже свежего.
Задремываем оба с удовольствием. Комаров вытравливает из избы тлеющая спираль. Удобно нынче – всякие спиральки, таблетки, пластинки от комаров есть. Подымил в избушке и спи спокойно. Не то что раньше. Одно спасенье было от комаров – уснуть скорее, что бы не чувствовать укусов. А днем дефицитная, слабодействующая и при этом разъедающая кожу противокомаринная мазь.
В избе настолько прохладно, что я замерз и завернулся в одеяло. Проснувшись часа через два вышли на улицу уже с удовольствием. На улице тепло….
Покидать вещи в лодку много времени не нужно. Солнышко склоняется к лесу. Дело к вечеру. Длинный, мелкий, каменистый, но простой в преодолении Порог и Верхпорожица. Тут думать нечего – просто тащи лодку, ухватившись за перекладину в носу. Скрежет камней по днищу….
Передохнули около избы на Кобыле. Юра Бечин теперь безраздельный ее владелец. Отец его, Евлампий Михайлович, строитель и хозяин, в больших годах и почти не бывает в избе. Только на моторе по большой воде может заехать.
Ночевать отправились к избе у Гниловатника. Павел Б. с Василием ее обиходят и гоят. Вид имеет избушка приличный и комфортабельный. В сенцах запас дров. На нарах матрасы и одеяла. Даже мешок спальный. На улице столик с лавочками, оборудованное кострище. Тишина и благолепие. Где то кукует кукушка.
После ужина Валик ставит под избой сетку-ботальницу. Может хоть на вариво попадет рыбы. На сигов больших не надеемся.
На полке стоит радиоприемник. Не самый дешевый. Только батарейки в нем севшие. Ставлю свои – благо есть запас. Какие то радиопередачи. Иногда даже интересные. Перед отбоем ставлю флешь-плеер с колоночкой. Давно закачаны на нем аудиокниги, все никак прослушать не получается. "Казак в раю…". Под него и засыпаем. Уже на самой грани засыпания выключаю аппаратуру.
13 июня Ночью выходил слушать лес. Может где польники токуют-ревут? Нет – не слышно. Со всех сторон кукушки: дальние и ближние кукуют.
Проверяю сетку. Штук пяток ельчиков и окушок попали. На уху есть. Один минус у этой избы – нет хорошего подхода с реки. Высаживаться приходится в такую грязь…. И в лодку заходить с грязью.
Вверх по реке лодка скользит почти без напряжения. Порогов тут мало. В основном тихие плеса. С реки пытаемся рассмотреть стоящий на берегу крест. Он чуть в стороне и в елках его плохо видно. Из далека он не кажется громадным. Но высаживаться на берег на решились. Не давать шанса клещам….
Предыдущая часть:
Продолжение: