Найти в Дзене
Записки о театре

Incognito ergo sum

На сцене диван, два стула и надпись на заднике с аллюзией на офорт Франсиско Гойи: «Сон разума ПОрождает чудовищ». В этом интерьере происходит действие спектакля «Что такое обломовщина?» Малого драматического театра «Театрон» (г. Екатеринбург). «Что такое обломовщина?» – переосмысление классического образа героя Гончарова через постмодернистский интертекстуальный метод. Поэтому совершенно логично действие начинается текстом «Не выходи из комнаты» Иосифа Бродского, который впечатался в нашу жизнь вместе с пандемией. Помните, было такое? На первом уровне восприятия история затворника, бытие которого ограничено диваном и телевизором, провоцирует зрителя на размышления о тех прекрасных и раздражающих людях, которым всё время надо что-то делать, достигать, куда-то двигаться. Такими «героями соцсетей» предстают Андрей Штольц (Дмитрий Дерябин) и Ольга Ильинская (Юлия Телегина). То вместе, то попеременно они врываются в безмятежный мирок Ильи Ильича Обломова (Юрий Селезнёв), пытаясь растормоши

На сцене диван, два стула и надпись на заднике с аллюзией на офорт Франсиско Гойи: «Сон разума ПОрождает чудовищ». В этом интерьере происходит действие спектакля «Что такое обломовщина?» Малого драматического театра «Театрон» (г. Екатеринбург).

«Что такое обломовщина?» – переосмысление классического образа героя Гончарова через постмодернистский интертекстуальный метод. Поэтому совершенно логично действие начинается текстом «Не выходи из комнаты» Иосифа Бродского, который впечатался в нашу жизнь вместе с пандемией. Помните, было такое?

Источник фото: Малый драматический театр «Театрон»
Источник фото: Малый драматический театр «Театрон»

На первом уровне восприятия история затворника, бытие которого ограничено диваном и телевизором, провоцирует зрителя на размышления о тех прекрасных и раздражающих людях, которым всё время надо что-то делать, достигать, куда-то двигаться. Такими «героями соцсетей» предстают Андрей Штольц (Дмитрий Дерябин) и Ольга Ильинская (Юлия Телегина). То вместе, то попеременно они врываются в безмятежный мирок Ильи Ильича Обломова (Юрий Селезнёв), пытаясь растормошить его, заразить энтузиазмом, вытащить из анабиоза.

Не может же человек просто ничего не хотеть, ничего не делать. И если классическая версия романа, кажется, не отвечает на вопрос, почему Обломов «такой». Это, скорее, базовая настройка, то в версии Театрона, он был другим. Раньше. До того, как всё произошло.

И здесь появляется глубина интерпретации, которая чуть ли не прямым текстом выводит нас на подозрения о депрессивном расстройстве. Но помимо собственно клинической картины, мы опять же логично и вместе с тем довольно неожиданно выходим на дзен-буддийское неделание. Если ты ничего не будешь делать, ты не совершишь зла. И хотя именно эта формула проходит между строк, сам мотив оставляет зрителя перед этой бездной человеческой трагедии.

Incognito ergo sum. Спрятан, закрыт, неведом другим – следовательно существую. Вывернутый наизнанку Декарт, процитированный Бродский, переосмысленный Гончаров.

Автор: Марина Щелканова