Найти в Дзене
Vaudetar

Бог границ и Эразм Роттердамский

Знали ли вы, что личной эмблемой Эразма Роттердамского был Терминус и что идеей этой эмблемы мыслитель обязан тем самым Стюартам? Бог границ стал символом ученого после того, как сын короля Шотландии Якова VI  Александр Стюарт (1493–1513) подарил Эразму античную гемму в благодарность за обучение. На гемме был изображен Дионис, но  Эразм решил, что это – Термин, и сделал его своей эмблемой в сочетании с девизом “Не уступаю никому” (“concede nulli”). Термин, покровитель пограничных камней и стелл, был известен не только своим героическим противостоянием Юпитеру, но и тем, что его культ, включавший жертвоприношения, был связан с идеей нерушимости границ Рима. Так что выбор Эразма можно считать пророческим, поскольку границы могущества Рима и жертвы, к сожалению, человеческие, связанные с установлением этих границ, стали лейтмотивом последних лет жизни мыслителя. Интересна эволюция иконографии эмблемы Эразма. На личной печати 1513 года использовано изображение с античной геммы, но уже на м

Знали ли вы, что личной эмблемой Эразма Роттердамского был Терминус и что идеей этой эмблемы мыслитель обязан тем самым Стюартам?

Бог границ стал символом ученого после того, как сын короля Шотландии Якова VI  Александр Стюарт (1493–1513) подарил Эразму античную гемму в благодарность за обучение. На гемме был изображен Дионис, но  Эразм решил, что это – Термин, и сделал его своей эмблемой в сочетании с девизом “Не уступаю никому” (“concede nulli”).

-2

Термин, покровитель пограничных камней и стелл, был известен не только своим героическим противостоянием Юпитеру, но и тем, что его культ, включавший жертвоприношения, был связан с идеей нерушимости границ Рима. Так что выбор Эразма можно считать пророческим, поскольку границы могущества Рима и жертвы, к сожалению, человеческие, связанные с установлением этих границ, стали лейтмотивом последних лет жизни мыслителя.

-3

Интересна эволюция иконографии эмблемы Эразма. На личной печати 1513 года использовано изображение с античной геммы, но уже на медали 1519-го Терминус приобретает сходство с Эразмом. А в работе Ганса Гольбейна 1532 года присутствует еще и нимб. Правда, заказ на эту картину Гольбейн получил не от самого Эразма, а от его почитателя.

-4

Эмблему трактовали неоднозначно, некоторые упрекали мыслителя в гордыне. На что он отвечал, что Термин обозначает границу между жизнью и смертью и что слова “Не уступаю никому” принадлежат божеству, а не Эразму.

-5

Примечательно, что в издании 1546 года  “Книги эмблем” Андреа Альчато Термин наделен той же символикой.

-6