Найти в Дзене

Как Йоко Оно сделала искусством просьбу

Так много вопросов… …и почти все — с недоверием. 1964 год. Токио.
Художница Йоко Оно выходит на сцену.
Перед ней — ножницы.
Она садится.
И приглашает зрителей отрезать с неё кусочек одежды.
Молча. Без сопротивления.
Это перформанс, который она назвала «Cut Piece» — «Отрезанный фрагмент». На первый взгляд — просто странно.
— Женщина.
— Одежда.
— Люди с ножницами.
Но если всмотреться… ⠀
Тонкая. Уязвимая. Нерешённая.
📌 Просьба: будьте нежны.
📌 Просьба: не переходите грань.
📌 Просьба: я доверяю — не используйте это против меня.
И в каждом зрителе включался выбор. То, как человек себя ведёт.
Одни — отрезали по миллиметру.
Другие — резко, грубо, как будто «разрешение» отменяло эмпатию.
На глазах Йоко — одежда исчезала.
А вместе с ней — ощущение границ.
Она сидела спокойно.
Без защиты. Без слов. Без оценки. Да, но не лозунг.
Это не плакат.
Это — опыт тела, отданного на волю других.
И ты не знаешь, что страшнее:
— когда зрители делают больно
— или когда просто смотрят и мол
Оглавление

Так много вопросов…

…и почти все — с недоверием.

1964 год. Токио.
Художница Йоко Оно выходит на сцену.
Перед ней —
ножницы.


Она садится.
И приглашает зрителей
отрезать с неё кусочек одежды.
Молча. Без сопротивления.

Это перформанс, который она назвала
«Cut Piece» — «Отрезанный фрагмент».

Что это было?

На первый взгляд — просто странно.

— Женщина.
— Одежда.
— Люди с ножницами.

Но если всмотреться…

-2

Это была просьба.


Тонкая. Уязвимая. Нерешённая.

📌 Просьба:
будьте нежны.
📌 Просьба:
не переходите грань.
📌 Просьба:
я доверяю — не используйте это против меня.



И в каждом зрителе включался выбор.

Что здесь искусство?

То, как человек себя ведёт.

Одни — отрезали по миллиметру.
Другие — резко, грубо, как будто «разрешение» отменяло эмпатию.

На глазах Йоко —
одежда исчезала.
А вместе с ней —
ощущение границ.
Она сидела
спокойно.

Без защиты. Без слов. Без оценки.

Это феминизм?

Да, но не лозунг.

Это не плакат.
Это —
опыт тела, отданного на волю других.


И ты не знаешь, что страшнее:
— когда зрители делают больно
— или когда просто
смотрят и молчат.

Почему это гениально?

Потому что Йоко Оно ничего не объясняет.

Она создаёт
простую ситуацию.
И всё, что происходит —
дело твоего выбора.

Это не спектакль. Это зеркало.

И это только начало

Йоко Оно всю жизнь работала с простыми формами просьбы.


— «Пиши своё желание и повесь на дерево.»
— «Дыши вместе со мной.»
— «Посмотри в небо.»

Она делает
инструкции, но не для ума — для души.
Это —
искусство как внимание.

Как ты услышишь просьбу, если она не кричит, а просто смотрит?

Ты тоже когда-нибудь просил — молча?
Доверял — не зная, ответят ли?

Значит, ты уже был внутри искусства Йоко Оно.

Хочешь разбираться в картинах не по подписям в музее, а по свету, жесту, настроению?

Меня зовут Лейла, и ты на канале «Лейла против шедевров» (ищи меня также в ВК)