Найти в Дзене

*Всё против нас, – ночью штормовая погода, и...отпуск заканчивается.

В качестве эпиграфа можно привести абзац из предисловия к замечательной книге, читаемой и любимой многими поколениями яхтсменов, написанной на основании опыта своей жизни британским яхтсменом Адлардом Колсом «Под парусами в шторм»: «Море требует от мореплавателя определенных свойств ума и характера — терпения, благоразумия и сознания того, что учиться и накапливать опыт нужно постоянно. На первое место я ставлю терпение, ибо кто осмелится проявлять нетерпение в присутствии двух великих стихий — моря и неба со всеми неожиданностями, которые они для нас приготовили. На второе место я ставлю благоразумие, так как это врожденная черта моряка, я определил бы это качество как способность различать между риском, на который можно обоснованно пойти, и риском, который следует отвергнуть как неприемлемый. И, наконец, постоянное сознание недостаточности нашего опыта» *Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии

В качестве эпиграфа можно привести абзац из предисловия к замечательной книге, читаемой и любимой многими поколениями яхтсменов, написанной на основании опыта своей жизни британским яхтсменом Адлардом Колсом «Под парусами в шторм»:

«Море требует от мореплавателя определенных свойств ума и характера — терпения, благоразумия и сознания того, что учиться и накапливать опыт нужно постоянно. На первое место я ставлю терпение, ибо кто осмелится проявлять нетерпение в присутствии двух великих стихий — моря и неба со всеми неожиданностями, которые они для нас приготовили. На второе место я ставлю благоразумие, так как это врожденная черта моряка, я определил бы это качество как способность различать между риском, на который можно обоснованно пойти, и риском, который следует отвергнуть как неприемлемый. И, наконец, постоянное сознание недостаточности нашего опыта»

*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис.1 Судовождение при лавировании против ветра и волны не простое испытание не только для экипажа. Лодка её конструкция, мачта и такелаж, паруса испытывают рискованные нагрузки.
Рис.1 Судовождение при лавировании против ветра и волны не простое испытание не только для экипажа. Лодка её конструкция, мачта и такелаж, паруса испытывают рискованные нагрузки.

И вот, как назло, остался последний финишный переход на чартерной (арендованной) яхте, а погода испортилась и крепко раздуло. А идти всё равно нужно, завтра сдавать утром арендованную яхту, потом в аэропорт на самолёт и домой. Отпуск кончается.

Часть 1 Реальный сюжет невольно, услышанный в самолёте, более двадцати лет тому назад. Бравые яхтсмены возвращаются из Черногории в Москву, делятся на соседних креслах в самолёте громко впечатлениями. Один другому говорит: «Мы попали в переделку, ночью так …«свистело», ветер крепкий, а мы пошли, деваться некуда. Утром сдавать яхту в Которе. Идём, ветер в морду, а волна так долбила, что яхта аж вся стонала и скрипела.»

Чтобы определиться, что можно считать штормовой погодой и крепким ветром, применим известную морякам шкалу Бофорта, где указана сила ветра в баллах, высота волны и внешние признаки той непростой ситуаци.

Рис. 2 Шкала Бофорта для определения силы ветра по внешним признакам. Прошу прощения у читателей на не совсем удобный масштаб
Рис. 2 Шкала Бофорта для определения силы ветра по внешним признакам. Прошу прощения у читателей на не совсем удобный масштаб

Крепкий ветер, судя по шкале Бофорта, это шторм 7 баллов, скорость ветра свыше 13 м/сек, если пользоваться морской терминологией для определения скорости ветра, то эта скорость свыше 31 узла (nm/сек) или морских миль в секунду. Характерный свист в вантах начинается именно с 7 балов. Высота волны 4 – 6 метров. Однако, я полагаю, что у «юных» мореходов из их рассказа ветер был свежий, а волна была около одного метра, иначе они вряд ли бы прошли свой участок лавирования против ветра.

Существует шкала Бофорта с рекомендациями для режима судовождения. Смотрим далее.

Рис 3. Шкала Бофорта . Наименование силы ветра на английском языке. Соответствующие режимы судовождения.
Рис 3. Шкала Бофорта . Наименование силы ветра на английском языке. Соответствующие режимы судовождения.

В общем дело ясное, что дело тёмное с определением силы ветра по рассказам «бравых» капитанов. Однако я услышал и финишную часть рассказа: «Женщины, конечно, наши испугались и сидели в салоне зелёные, но детей успокаивали. Ничего, хоть и было лихо, но дошли»

Рис 4. Примерная реконструкция трека маршрут наших «героев» Лавирование против ветра условно снизу вверх по красной стрелке справа "не дружественный скалистый берег".
Рис 4. Примерная реконструкция трека маршрут наших «героев» Лавирование против ветра условно снизу вверх по красной стрелке справа "не дружественный скалистый берег".

У меня сознание помутилось, как услышав рассказ, представил всё это. Переход из гавани Будвы в Котор всего ничего, участок по открытому морю совсем малый, каких-то 15 морских миль. На этом игрушечном участке, конечно, тоже можно «огрести по полной», при сильном встречном ветре и волне.

С правой стороны от генерального курса при лавировании против ветра недружественный скалистый берег. Тут явная беспечность в планировании переходов и отслеживании актуального прогноза погоды по ходу своей чартерной экспедиции. Похоже и опыт хождения в жёсткую погоду, не ахти какой. Ну понятно, загулялись, романтика… А вот зачем идти ночью, да рисковать домашней командой (пассажирами, женщинами и детьми) не поддаётся объяснению. Посадить тех же женщин и детей в такси и отправить из Будвы в аэропорт Тивата, он рядом с портом Котор, если по авто дороге, нет никакой сложности. Капитану остаться на борту одному или вдвоём с напарником, перегнать яхту по сравнительно спокойной погоде утром, или переговорить с чартерной компанией и сдать лодку в этом промежуточном порту. Всего лишь потеря денег за авиабилет или денег за нештатную сдачу лодки. Это же не рисковать жизнями близких людей. Как-то так…

Часть 2. Восточная часть средиземного моря, Анталийский залив, турецкие территориальные воды. Актуальный прогноз погоды (сегодня). Ещё вчера всё было тихо – гладко. Сегодня…ветер на порывах по прогнозу до 60 узлов, и волна трёхметровая и всё бы ничего, но период у этой волны малый, волна крутая, жёсткая. Короче, штормовое предупреждение от местной метеостанции.

Рис. 5 Карта ветра во время кульминации шторма в заливе.
Рис. 5 Карта ветра во время кульминации шторма в заливе.

Ещё вчера всё было спокойно солнечно. Купальный осенний сезон в разгаре. Даже ночью достаточно тихо. Локальное штормовое представление в Анталийском заливе начинается только с рассветом. Это восток Средиземного моря, турецкие территориальные воды.

Немного прокомментируем карту ветра. Ветер, срываясь с гор, не сразу набирает силу и мощь. Некоторая зелёная полоса у берега - зона затенения (там он около 20 узлов) присутствует у северного берега Анталийского залива.

Рис. 6 Карта волны. Волна, которая зависит от ветра, набирает свою силу и мощь также примерно к середине Анталийского залива (высота около 3 метров).
Рис. 6 Карта волны. Волна, которая зависит от ветра, набирает свою силу и мощь также примерно к середине Анталийского залива (высота около 3 метров).

Ветер, конечно, бывает и рвёт паруса и прикладывает яхту до значительного крена, но главный оппонент яхтсмена, несомненно волна, она хоть производное от ветра, однако именно её коварство и разрушительная сила действующая на конструкцию яхты действительно и по настоящему опасны.

Всё бы ничего, волна по сравнению с океанской не такая уж большая, но период у этой волны мал (4 секунды), а значит она крутая и местами обрушивающаяся. А под северным берегом волна всего 80 см, и к тому же попутная для маршрута яхты на восток, с такой волной работать рулевому легче.

Рис. 7.Трек безопасного маршрута перехода через залив. Нормальные герои всегда идут в обход.
Рис. 7.Трек безопасного маршрута перехода через залив. Нормальные герои всегда идут в обход.

Однако внутреннее море, такое, как средиземное, это не океан, где зачастую некуда деться, шторм не шторм, нужно идти или дрейфовать или убегать от шторма, устанавливая плавучий якорь. О штормовании можно немного посмотреть в наших учебных пособиях. https://morakademy.ru/uchiebn_posobiie_chast_3

Рис. 8 На следующий день после локального шторма море вполне мирное.
Рис. 8 На следующий день после локального шторма море вполне мирное.

В большинстве ситуаций не нужно «ломиться» сквозь ненастье и испытывать свою обычную серийную лодку её паруса и такелаж на прочность. На внутренних морях в такой ситуации нередко есть возможность выбора: отстояться в гавани-укрытии или произвести манёвр «нормальные герои всегда идут в обход»

Рис. 8 Часто на следующее утро бывает и такое. Вполне ласковое море.
Рис. 8 Часто на следующее утро бывает и такое. Вполне ласковое море.

В конкретной метеоситуации ветер дул с гористого берега, волна им разгоняется до значительной величины только на удалении от берега ближе к середине залива. Поэтому идти напрямую через залив, даже если и нужно на северо-восток или восток и путь короче, подвергая конструкцию лодки и возможно малоопытный экипаж испытаниям, не следует. «Трусливая» тактика примерно такая. Если опаздываете (например, на самолёт), то заранее по ночному времени, или где-то с трёх часов утра, нужно выбираться вдоль восточного берега залива на север (наверх, по плану-рисунку) возможно под мотором ближе к северному берегу залива в зону сравнительно небольшой волны и к тому же попутной волны. После этого плавно поворачивать курсом на восток и уже идти под парусами, скорее всего взяв рифы и уменьшив площадь парусов. Смотрите схему. Самое удивительное, что в большинстве случаев на внутренних морях, «сегодняшняя» буря «на завтра» завершается. И солнце ласкает присмиревшее море.

*Да, и про Океан. Если внимательно проследить за тактикой действия яхтсменов в океанских гонках, то те часто, когда есть возможность, предпочитают разойтись с Циклоном по его периферии, точнее в его тыловой части, когда он освобождает траекторию перехода.

*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Всем счастливых морских миль!

@АБС https://morakademy.ru/