Найти в Дзене
Marga: просто история

Лебединая верность

Искушенные парижане с восторгом рассматривали афиши, украшавшие городские улицы. На неярком сером фоне выделялся хрупкий изящный силуэт, словно паривший в воздухе. Юбки, взметнувшиеся от дуновения ветра, придавали танцовщице неземное очарование. Казалось, будто сама сильфида была запечатлена на гладкой афишной бумаге. «Театр Шатле. Русские сезоны. Опера и балет. Май – июнь 1909 года» – гласила крупная надпись, не оставлявшая сомнений в том, где и когда можно увидеть прекрасную нимфу. Весной 1909 года труппа Сергея Дягилева прибыла в Париж. На весь сезон был зарезервирован театр Шатле в престижнейшем I округе Парижа. Стремясь представить своих звезд во всем великолепии, Дягилев сумел договориться о переделке зала: была изменена конструкция сцены, усилено освещение, расширена оркестровая яма, обновлен интерьер. Больше месяца мастера трудились не покладая рук, чтобы угодить требовательному заказчику. Параллельно шли репетиции: труппа готовилась представить взыскательной публике балеты «Па

Искушенные парижане с восторгом рассматривали афиши, украшавшие городские улицы. На неярком сером фоне выделялся хрупкий изящный силуэт, словно паривший в воздухе. Юбки, взметнувшиеся от дуновения ветра, придавали танцовщице неземное очарование. Казалось, будто сама сильфида была запечатлена на гладкой афишной бумаге. «Театр Шатле. Русские сезоны. Опера и балет. Май – июнь 1909 года» – гласила крупная надпись, не оставлявшая сомнений в том, где и когда можно увидеть прекрасную нимфу.

Серов В.А. Художественная афиша. Франция, Париж. Театр Шатле, Антреприза Сергея Дягилева, «Русские сезоны», 1909 г.
Серов В.А. Художественная афиша. Франция, Париж. Театр Шатле, Антреприза Сергея Дягилева, «Русские сезоны», 1909 г.

Весной 1909 года труппа Сергея Дягилева прибыла в Париж. На весь сезон был зарезервирован театр Шатле в престижнейшем I округе Парижа. Стремясь представить своих звезд во всем великолепии, Дягилев сумел договориться о переделке зала: была изменена конструкция сцены, усилено освещение, расширена оркестровая яма, обновлен интерьер.

Больше месяца мастера трудились не покладая рук, чтобы угодить требовательному заказчику. Параллельно шли репетиции: труппа готовилась представить взыскательной публике балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра» и «Сильфида». С особым нетерпением французы ждали последнюю постановку. Афиши с изящным силуэтом балерины уже дразнили воображение. «Если танцовщица хотя бы вполовину так прекрасна, она произведет фурор», – шептались в парижских гостиных.

На такой эффект и рассчитывал Валентин Серов, который провел немало времени, пытаясь запечатлеть грациозный образ балерины. Художнику позировала Анна Павлова – уже известная, но еще не овеянная легендарной славой. На протяжении одиннадцати сеансов Серов требовал, чтобы балерина замирала в арабеске, стремясь передать плавность жестов и невесомую легкость платья.

В.А. Серов, 1890-е гг.
В.А. Серов, 1890-е гг.

Ожидания публики, подогретые художественными афишами Серова, в полной мере оправдались. Анна Павлова, исполнявшая партию Сильфиды, пленила зрителей с первого мгновения. Первый «Русский сезон» в Париже обеспечил Павловой мировую славу. И это оказалось очень кстати. Мужчина, который был ей безумно дорог, оказался в трудном положении и отчаянно нуждался в деньгах...

Когда-то Анна, дочь прачки Любови Федоровой, прижитая, вероятно, от банкира Лазаря Соломоновича Полякова, познала на себе всю тяжесть тщательно хранимых семейных тайн. Пусть статус незаконнорожденной не стал для нее клеймом - в метрике отцом Анны был записан крестьянин Матвей Павлов, - она не имела права на поляковские миллионы. Ни приданого, ни наследства...

Опыт матери должен был послужить примером: Анна, в отличие от многих артисток, наслышанных о романах Кшесинской, не искала себе покровителя. Однако, когда в ее жизни появился барон Виктор Дандре, не смогла перед ним устоять.

Анна Павлова
Анна Павлова

Виктор был старше Анны на одиннадцать лет. Холост, прекрасно образован, богат. Он ухаживал - мягко, но настойчиво, и поклялся, что Анна не будет знать с ним нужды. Конечно, разница в их социальном положении была слишком велика, и на официальный статус Анне рассчитывать не приходилось, но барон действительно исполнил обещание. Снял уютную квартиру в доме на Английском проспекте, без упреков покрывал ее расходы на шпильки-булавки. Наконец, он свел ее с Дягилевым, взявшим балерину в свою труппу.

Анна была благодарна, и не претендовала на большее. Но, когда пошли слухи о женитьбе Дандре, - возраст его уже приближался к сорока, пора было позаботиться о наследниках, - это стало для Анны болезненным ударом. Услышав злополучную весть, она была особенно рада покинуть Петербург.

Виктор Дандре
Виктор Дандре

Подогретый серовскими афишами, Париж встретил Анну с восторгом. Восхищенные поклонники вступили в борьбу за сердце прекрасной балерины. Однако она оставалась холодна, не выделяя никого из почитателей. Лишь однажды изменила своей ровной манере: из России пришла новость о том, что Дандре попал под следствие за незаконное присвоение средств.

Напрасно друзья намекали Анне, что Дандре не стоит ее хлопот. Собрав деньги, Анна внесла залог, и в 1912 году Дандре приехал к ней в Лондон. Теперь все изменилось: она больше не безродной балетной девочкой, он - богатым и гордым аристократом. Анна стала звездой, он - её импресарио.

Вскоре Анна покинула труппу Дягилева, хотя и не отказалась от дальнейшего сотрудничества с антрепренером. Выгодные контракты, турне по Европе, гастроли в Соединенных Штатах, Индии, Японии, Китае, Австралии – Павлова блистала на подмостках. Имя балерины гремело на десятках языков.

Анна и лебедь
Анна и лебедь

Благодаря появлению в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь», Анна Павлова вошла в историю как Лебедь русского балета. Лебединая верность отличала ее и в жизни: она была верна Дандре, который оставался ее партнером до конца ее дней. После того, как в 1931 году Анны не стало, Виктор Дандре объявил, что стал ее законным мужем, тайно с ней обвенчавшись. Однако свидетельств не сохранилось.

Дандре пережил свою балерину почти на полтора десятка лет: он ушел в 1944 году в Лондоне. Двух людей, всю жизнь отдавших друг другу не разлучили: они покоятся рядом в Голдерс-Грин.