Найти в Дзене

Подлинная хронология маршрута дятловцев. Перевал Дятлова. - 10

Оглавление

Предыдущая часть:

Таким образом, вопреки "официальной версии", дятловцы прошли пещеру "Китовая пасть" днем 28 января, в светлое время суток. И не просто прошли мимо нее - они у нее побывали. И очень сильно наследили там своими лыжами.

И для того, чтобы скрыть этот факт, советские товарищи в ходе фабрикации уголовного дела сфальсифицировали этот участок маршрута дятловцев от 41-го квартала до Второго Северного, постаравшись скрыть факт ночевки дятловцев в Ушминской колонии в ночь с 27 на 28 января.

Кого они ждали на мансийском стойбище?

А как, вообще говоря, дятловцы оказались на этом мансийском стойбище недалеко от пещеры "Китовая пасть"? Что они там делали?

Дятловцы на мансийском стойбище недалеко от пещеры "Китовая пасть" днем 28 января.
Дятловцы на мансийском стойбище недалеко от пещеры "Китовая пасть" днем 28 января.

Лыжи чистили? Но для того, чтобы почистить лыжи, им совсем необязательно было выбираться на берег Лозьвы, на это стойбище. Могли просто остановиться на реке, очистить снег и пойти дальше. Как они, собственно, всегда и делали, двигаясь по Лозьве.

Дятловцы чистят лыжи вечером 27 января, немного не доходя до Горки перед Ушмой.
Дятловцы чистят лыжи вечером 27 января, немного не доходя до Горки перед Ушмой.

Очевидно, они не просто так сидели на этом мансийском стойбище - они кого-то ждали.

А кого? Дядю Славу, отставшего со своей лошадкой и подводой? Нет, дядю Славу они ждать не могли. На одном из кадров с камнями-валунами дядя Слава едет на лошадке.

Дядя Слава с лошадкой у камней-валунов.
Дядя Слава с лошадкой у камней-валунов.

А теперь давайте еще раз посмотрим на карту.

-4

Пещера "Китовая пасть" и мансийское стойбище находятся совсем недалеко от камней-валунов - буквально на следующем изгибе Лозьвы. И понятно, что на таком коротком участке Лозьвы дядя Слава со своей лошадкой не мог отстать так сильно, что дятловцы - в его ожидании - выбрались на мансийское стойбище.

Нет, они ждали кого-то другого. А кого?

Сколько лошадиных подвод было с дятловцами?

В этой истории есть еще один непонятный момент: не очень понятно, сколько лошадиных подвод - одна или две - сопровождали дятловцев от 41-го квартала до Второго Северного. По официальной версии - только одна. Но так ли это?

Читаем показания Дряхлых:

"28 января 1959 года утром две лошади лесоучастка были направлены на 2 северный рудник за железными трубами куда был направлен рабочий Великявичус Станислав Александрович. На этих попутных лошадях были увезены вещи туристов".

Смотрите, Дряхлых очень уверенно говорит о том, что лошадей было две. И обе были отправлены с туристами за трубами во Второй Северный. Что же он, не помнил, сколько лошадей отправил во Второй Северный?

Допрос Дряхлых проводился в Ивделе 5 марта. А вот в показаниях Ряжнева, которого допросили на следующий день в 41-м квартале, вторая лошадь уже исчезла - и он говорит только об одной лошади:

"Ко мне обратились 27 января мужчина с женщиной и попросили лошади для перевозки вещей и продуктов до 2-го северного рудника, который находится от 41 кв. на расстоянии 22 км. Лошадь им выделил и дал им возчика Велюкявичус Станислава Александровича. 28 января 1958 г. примерно в 10 часов утра они с ним уехали на 2 северный рудник. Люди шли на лыжах а вещи и продукты везлись на подводе".

При этом Дряхлых утверждает, что две лошади были направлены во Второй Северный за какими-то трубами, и дятловцам просто "сильно повезло" с попутными лошадями. А Ряжнев утверждает, что он выделил одну лошадь специально для дятловцев, по их просьбе (хотя дятловцы "попросили лошади" - то есть не одну, а две).

Но такая же неразбериха относительно количества лошадей царит и в "дневниках" дятловцев.

В "дневнике" Зины Колмогоровой читаем:

"Сегодня первый день пути. Рюкзак ничего тяжеленький. Да, уходит Юра Юдин от нас сегодня уходит. У него снова воспалились сидалищные нервы и он уходит. А так жаль. В рюкзаки распределили груз его. Выходит, в последний день видим какую-то бы не было цивилизацию, печку, людей и т.д. Сегодня согласились наши рюкзаки отвезти на лошадях и мы ждем когда они будут готовы, а сами пойдем на лыжах. Все поют, рабочие живущие в бараках, не пошли на работу, поют. Мы сидим и пишем песни".

"Сегодня согласились наши рюкзаки отвезти на лошадях и мы ждем когда они будут готовы, а сами пойдем на лыжах". Речь явно идет о лошадях, во множественном числе. Однако в "Общем дневнике" почему-то говорится только об одной лошади.

Так сколько же было лошадей? Я полагаю, что все-таки две, а не одна. 10 рюкзаков примерно по 30 кг каждый. Плюс вес подводы где-то 100-120 кг. Плюс вес возчика около 70-80 кг. Итого - около 500 кг.

Многовато как-то для одной лошадки. Советские лагерные лошадки были совсем небольшие - больше похожие на осликов или мулов. Их использовали для подвоза небольших грузов - сена, дров, продовольствия, парочки человек. Там, где гонять машину или трактор смысла особого не было, или где не было дороги. А для такой дохленькой лошадки полтонны груза, который нужно было тащить более 20 км по снежной реке с наледями - это много.

Лагерная лошадка Ивдельлага дяди Славы. Совсем дохленькая лошадка. Это разве лошадь? Больше на ослика или на мула похожа. И вы там видите 10 рюкзаков? Я вижу только 5-6.
Лагерная лошадка Ивдельлага дяди Славы. Совсем дохленькая лошадка. Это разве лошадь? Больше на ослика или на мула похожа. И вы там видите 10 рюкзаков? Я вижу только 5-6.

А вот две подводы - каждая весом около 320 кг - вполне нормально.

Поэтому я полагаю, что из 41-го квартала с дятловцами вышли все-таки две подводы. С двумя возчиками - с дядей Славой и со вторым возчиком (назовем его условно "дядей Колей").

И, возможно, это объясняет, почему на фотопленках Иванова - около 10 кадров, сделанных дятловцами в 41-м квартале, на которых дятловцы собираются в путь, прощаются с ребятками у барака, уже стоят на лыжах. Но нет ни одного кадра с дядей Славой и с лошадиной подводой. Почему? Неужели дятловцы не сделали ни одного кадра с подводой и со своими рюкзаками в 41-м квартале? Наверняка сделали - просто Иванов, по понятным причинам, ни один из этих кадров на своих фотопленках не отпечатал.

И когда дятловцы утром 28 января вышли из Ушминской колонии, второй возчик, дядя Коля, сильно поотстал. И поэтому дядя Слава "тормознул" дятловцев на этом мансийском стойбище - мол, дядя Коля отстал, дороги не знает, давайте подождем его, ребятки. И пока они ждали этого дядю Колю - дядя Слава сводил дятловцев к пещере "Китовая пасть". Чтобы они там хорошенько наследили своими лыжами.

А что потом?

А потом - еще один важный момент. Читаем снова "Общий дневник":

"2-й Северный это заброшенный геологический поселок из 20-25 домов. Один лишь пригоден для жилья. Поздно ночью, в сплошной темноте нашли поселок и только по проруби догадались, где изба. Загорел костер из досок. Задымила печь. Несколько человек проткнули гвоздями руки. Все благополучно. Вот и подошла лошадь. А после ужина в горячо натопленной избе на кроватях бросались шутками до 3-х часов ночи".

Ну, то, что они прибыли во Второй Северный в полной темноте - это, как мы понимаем, полное вранье: во Второй Северный они прибыли еще засветло.

Но нам сейчас важно другое: из этой записи следует, что дятловцы прибыли во Второй Северный без дяди Славы. Разожгли костер из досок, поранив себе руки гвоздями. И только некоторое время спустя появился дядя Слава со своей лошадью.

Насколько все это соответствует действительности? Может, советские товарищи все это также придумали? Нет, вот как раз здесь они ничего придумывать не стали. На одном из кадров, сделанном во Втором Северном, у дома стоит какой-то человек - Юра Юдин или какой-то посторонний человек, который отгребает снег от крыльца. А справа от него темнеет какое-то черное пятно.

Справа от дома темнеет черное пятно.
Справа от дома темнеет черное пятно.

Что это за пятно? Некоторые горе-дятловеды полагают, что это прорубь. Но откуда там могла взяться "прорубь"? Это пятно находится прямо в центре улицы, а Лозьва протекает слева и впереди.

Схема Второго Северного. Место темного пятна я обозначил синим кружком. (На желтые линии не обращайте внимание - это ракурс съемки другого кадра).
Схема Второго Северного. Место темного пятна я обозначил синим кружком. (На желтые линии не обращайте внимание - это ракурс съемки другого кадра).

Это никакая не "прорубь" - это остатки того самого костра, который разожгли дятловцы, когда они прибыли во Второй Северный. Все пилы и топоры - в рюкзаках, а рюкзаки - у дяди Славы (и у дяди Коли). И чтобы не замерзнуть, дожидаясь дядю Славу с рюкзаками, дятловцы отодрали пару досок от дома, который стоит дальше, и разожгли костер.

А значит, дядя Слава действительно появился во Втором Северном несколько позже дятловцев.

Подстава

И вот теперь картина событий 28 января становится вполне ясной.

После того, как дятловцы утром 28 января вышли из Ушминской колонии с двумя подводами, второй возчик - дядя Коля - сильно поотстал. И под тем предлогом, что его нужно обязательно дождаться, дядя Слава "тормознул" дятловцев на этом мансийском стойбище. И сводил их посмотреть поближе пещеру "Китовую пасть" - чтобы они там хорошенько наследили своими лыжами.

Но дяди Коли все не было, и поэтому дятловцы, не дожидаясь его, пошли ко Второму Северному. А дядя Слава остался. И когда появился дядя Коля, они вдвоем снова залезли в пещеру "Китовая пасть" и вытащили из нее родового идола Анямовых Сорт-Хури-Аки. После чего двинулись ко Второму Северному, где их, разведя костер из досок, дожидались дятловцы.

"Ну, и все". А некоторое время спустя из Суеватпауля выехала на охоту на Ауспию группа манси-охотников. Мимо мансийского стойбища они проехать никак не могли. Бац! А там повсюду следы от лыж дятловцев. Спустились к пещере "Китовая пасть" - бац! А у пещеры также повсюду следы от "узких лыж" дятловцев! Залезли в пещеру - бац! А идола-то и нет!

Ну, и? Что должны были подумать мансюки? Естественно, они решили, что их идола похитили те, кто наследил там лыжами. То есть дятловцы. И двинулись по следам дятловцев сначала ко Второму Северному, а потом дальше по Лозьве. И дятловцев они, конечно, очень быстро догнали и перегнали. И стали дожидаться удобного момента для своего нападения - чтобы вернуть своего идола и наказать тех, кто посмел расхищать их религиозные реликвии. Вот и вся история.

Первый походный день - 29 января

Но это моя версия. А в данном случае нам важно, что дятловцы прибыли во Второй Северный вовсе не 27 января, как гласит официальная версия, а 28 января. И, соответственно, их первый полноценный походный день, когда они шли от Второго Северного по Лозьве к устью Ауспии, произошел 29 января.

Ну, а о том, как они шли дальше - от Второго Северного до места их гибели - я подробно рассказал в других своих статьях на этом канале.

И поэтому пока все. Всем спасибо за внимание! И до новых встреч на моем канале!