Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Разглядеть Нико Пиросмани в Петербурге

Я так ждала эту выставку, а она меня разочаровала... Нико Пиросмани. В Петербурге, в Академии художеств! Что не так?

Да все так. Вот в этом и трагедия. Просто масштаб личности и творчества Зураба Церетели (его работы выставляются в залах Академии художеств одновременно) затмили собой все. Монументализм, энергия, бешеная экспрессия, даже какой-то вселенский эгоизм автора. Многие представленные на выставке работы Нико Пиросмани как раз из музея, который в Москве организовал (купил?) Зураб Церетели Московский музей современного искусства, за что мы (без всякой иронии) благодарны этому человеку. Но, может быть, не надо совмещать плохо совместимое в одном месте и в одно время?..

Фрагмент. Из оформления выставки в Академии художеств
Фрагмент. Из оформления выставки в Академии художеств

Полотна Пиросмани отлично (даже с неким гламурным лоском) отреставрированы. Но они при этом утратили свою изначальную милоту, щемящую наивность, дар старой Грузии. Сейчас картины Пиросмани выглядят как памятники самим себе. На мой взгляд.

Хотя атрибуция работ на высоте - как всегда заслуга научного коллектива музея Академии художеств.

НИКО ПИРОСМАНИ. Горожанин на осле, 1910-е. Московский музей современного искусства
НИКО ПИРОСМАНИ. Горожанин на осле, 1910-е. Московский музей современного искусства

Приведу кураторскую аннотацию на выставку Нико Пиросмани. Уверена, точнее и полнее ее не сыщется.

Справка (музей Академии художеств)

1862 — предполагаемая дата рождения Николая Аслановича Пиросманашвили в кахетинском селе Мирзаани. В различных источниках встречаются разные даты рождения - от 1851 до 1867 года.
Конец 1860-х — в поисках работы семья переезжает в Шулавери.
1870 - после смерти родителей Нико становится воспитанником вдовы Эпросине Калантаровой, проживавшей с детьми в Шулавери.
1872 (?) — переезжает в Тифлис с Георгием Калантаровым, сыном Эпросине. В качестве слуги или воспитанника живет в доме другого сына Эпросине — тифлисского домовладельца и торговца Калантара Калантарова.
1888 или 1889 — Нико уходит из дома Калантаровых и открывает вместе с художником Гиго Зазиашвили живописную мастерскую для изготовления вывесок, которая не приносит дохода.
1890-1894 - работает тормозным кондуктором товарных вагонов на станциях Михайлово и Елисаветполь Закавказской железной дороги.
1894 - уходит с железной дороги и на выходное пособие с компаньоном
Димитрой Алугишвили начинает торговлю молочными продуктами.
1898-1899 — строит для семьи сестры дом в Мирзаани.
1900 или 1901 - начинает работать «духанным» художником в Тифлисе. Ведет жизнь бродячего мастера, расписывает духаны, пишет портреты по фотографиям, исторические композиции и вывески.
1910-е — работает в духане у Бего Яксиева, где была написана картина «Компания Бего», затем у Г. Титичева в парке «Эльдорадо», где были созданы одни из лучших произведений - «Жираф», «Красавица Ортачала», «Дворник» и «Черный лев». Время от времени живет в комнате при трактире «Рача» Матэ Гвимрадзе, где написал «Застолье у Гвимрадзе».
1912 — появление первых публикаций о творчестве Нико Пиросмани в грузинских периодических изданиях по инициативе
Михаила Ле Дантю, Кирилла и Ильи Зданевичей, открывших имя художника для публики.
1913 — четыре произведения Пиросмани - «Девушка с кружкой пива», «Портрет Ильи Зданевича», «Натюрморт» и «Олень» - представлены на выставке авангардного искусства «Мишень» в Москве.
1916 — в Тифлисе проходят две однодневные выставки работ Пиросмани, организованные по инициативе И. Зданевича.
В иллюстрированном приложении к газете «Сахалхо пурцели» опубликованы портрет
Нико Пиросманашвили и репродукция картины «Свадьба в Грузии былых времен». Выставка получает положительные рецензии и привлекает внимание Общества грузинских художников, которое предлагает финансовую
1918 - Пиросмани уезжает из Тифлиса, предположительно, работает в духане Дугладзе в Зестафони, (Западная Грузия).
1918, 4 мая (?) — умер в Михайловской больнице Тифлиса.
9 мая - похоронен в Тифлисе на Кукийском (?) кладбище. Место могилы неизвестно.

Что наша жизнь?..

Гений. Гордость Грузии. Могила его безвестна… И это-то в первой четверти ХХ века! Меня вот давно гложет вопрос: как так? Историю древних Греции и Рима (до нашей эры!) изучают и спорят до запятых, а свою, что рядом?.. Нет, что-то надо подкрутить «в консерватории».

А пока поговорим с картинами «духанного художника».

«Купите мне краски, и я нарисую вам и то, и это...» (Нико Пиросмани).

НИКО ПИРОСМАНИ(1862 (?) - 1918). Вывеска для духана «Компания, заходите!»
НИКО ПИРОСМАНИ(1862 (?) - 1918). Вывеска для духана «Компания, заходите!»

Заодно проверим понимание «духана»: Духан - исторический вид заведения общественного питания, где можно было заказать еду и вино. Обычно это было подвальное или полуподвальное помещение с очень аскетичным оформлением интерьера.

«Иногда платят машинисты и в мелочных лавках, а вообще работаю за еду...»

НИКО ПИРОСМАНИ(1862 (?) - 1918). Девушка с пасхальными яйцами 1910-е. Картон, масло. Московский музей современного искусства
НИКО ПИРОСМАНИ(1862 (?) - 1918). Девушка с пасхальными яйцами 1910-е. Картон, масло. Московский музей современного искусства

НИКО ПИРОСМАНИ
НИКО ПИРОСМАНИ

НИКО ПИРОСМАНИ. Наседка с цыплятами, 1910-e, музей современного искусства
НИКО ПИРОСМАНИ. Наседка с цыплятами, 1910-e, музей современного искусства

Из воспоминаний современников. «Одет он был просто, но чисто. Неверно думать, что это был жалкий опустившийся человек. Нет, совсем не так. Я отчетливо помню незамутненную белую полоску воротника его блузы на смуглой шее. И кстати, очень хорошо помню, что товарищи называли его «графом» — по-моему, за гордость, за этот независимый солидный тон, особенность которого хорошо выражает грузинское слово «дарбаисели», за эту опрятность в одежде…» (Георгий Леонидзе)
НИКО ПИРОСМАНИ (1862 (?) - 1918). Кало. Гумно в грузинской деревне, 1915. Государственная Третьяковская галерея
НИКО ПИРОСМАНИ (1862 (?) - 1918). Кало. Гумно в грузинской деревне, 1915. Государственная Третьяковская галерея

Кало - поселок в Сванетии (северо-восточная часть Грузии).

НИКО ПИРОСМАНИ
НИКО ПИРОСМАНИ

НИКО ПИРОСМАНИ
НИКО ПИРОСМАНИ

НИКО ПИРОСМАНИ. Казак (Борец Иван Поддубный) 1910-е. Холст, масло. Московский музей современного искусства
НИКО ПИРОСМАНИ. Казак (Борец Иван Поддубный) 1910-е. Холст, масло. Московский музей современного искусства

Обратите, пожалуйста, внимание на авторскую подпись на холсте - дорогого стоит для понимания человека и его времени.

***

«Одиноким я пришел в этот мир,

одиноким и умру», - опять Нико Пиросмани.

Ты не один такой, Нико. Но слава догнала тебя. Утешение?.. Или тщета? Кто знает.

НИКО ПИРОСМАНИ
НИКО ПИРОСМАНИ

***

Ну, и для порядка. Раз уж выставка посвящена двум великим грузинам - отдадим дань.

Пару иллюстраций на память от Зураба Церетели - другой век, другие краски… А мотивы?

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. (1934-2025). Натюрморт. «Пиросмани 1»
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. (1934-2025). Натюрморт. «Пиросмани 1»

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. Ждем. 1977, Собрание Зураба Церетели
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. Ждем. 1977, Собрание Зураба Церетели

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ (1934-2025). Все в прошлом. 1989. Холст, масло. Собрание Зураба Церетели
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ (1934-2025). Все в прошлом. 1989. Холст, масло. Собрание Зураба Церетели

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. (1934-2025). Посвящение Пиросмани, 1987. Холст, масло. Собрание Зураба Церетели
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. (1934-2025). Посвящение Пиросмани, 1987. Холст, масло. Собрание Зураба Церетели

Ткань, из которой соткан человеческий образ, та же.

***

А дальше рассказ о Пиросмани продолжат (или закончат?) стихи. Стихи другого славного человека и поэта с грузинскими живучими корнями (революционно настроенные родители его когда-то перебрались из Тифлиса в Москву).

Песенка о художнике Пиросмани

Что происходит с нами,

когда мы смотрим сны?

Художник Пиросмани

выходит из стены,

из рамок примитивных,

из всякой суеты

и продает картины

за порцию еды.

Худы его колени

и насторожен взгляд,

но сытые олени

с картин его глядят,

красотка Маргарита

в траве густой лежит,

а грудь ее открыта -

там родинка дрожит.

И вся земля ликует,

пирует и поет,

и он ее рисует

и Маргариту ждет.

Он жизнь любил не скупо,

как видно по всему...

Но не хватило супа

на всей земле ему.

(1964, Булат Окуджава)

***

Когда мне не хватает слов достойно закончить рассказ, я обращаюсь к японской мудрости и японской поэзии.

Вот, кажется, на тему:

«Человеческий дух

не виден, не слышен, не пахнет.

Если вдруг кто-нибудь

рассуждает о свойствах сердца,

он не кто иной, как мошенник!»

(Иккю Содзюн, переводчик Александр Аркадьевич Долин)

Как-то так. Не уподобиться бы уж вконец «мошеннику»…

А на выставку сходить все же стоит. Своими глазами на пленительного Пиросмани, из Тифлиса в величественном Санкт-Петербурге, у самой Невы. Вдруг у Вас получится разглядеть.

©️Мила Тонбо 2025

💌

Материалы  на тему современного искусства в авторской подборке «Жемчуг современного искусства».