У стен Малапаги / За решетками / Au-delâ des grilles / Le Mura di Malapaga. Франция-Италия, 1948. Режиссер Рене Клеман. Сценаристы: Пьер Бост, Жан Оранш, Чезаре Дзаваттини, Альфредо Гуарини, Сюзо Чекки Д'Амико. Актеры: Жан Габен, Иза Миранда, Вера Тальки, Андреа Чекки, Робер Дальбан и др. Драма. Премьера: 11.11.1949. Прокат во Франции: 2,0 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 5 февраля 1951.
По сюжету франко-итальянского фильма «У стен Мапалаги» герой Жана Габена, спасаясь от уголовного преследования во Франции, оказывается в Италии…
В этой черно-белой драме Рене Клеман идет на весьма интересный эксперимент: помещает традиционного для Жана Габена (1904-1976) персонажа французского кинематографа второй половины 1930-х (например, из «Набережной туманов») в неореалистическую атмосферу Италии конца 1940-х.
Киновед Пьер Лепроон считал, что «работая над развитием рассказа, задуманного «в итальянской манере», со множеством деталей и «естественных» обстоятельств, авторы, вероятно, заметили, что для их такой простой истории всего этого слишком много, и выбросили из разных сцен лишнее, в результате в рассказе стали ощущаться «провалы», а мотивировка событий иногда представляется неубедительной. Но исключительно живая постановка компенсирует слабости в построении сюжета. Клеман прекрасно передал атмосферу кварталов бедняков в Генуе, где в страшной тесноте живут непосредственные и в то же время беспокойные люди» (Лепроон, 1960: 639-640).
Киновед Валерий Турицын полагал, что фильм Рене Клемана был, «бесспорно, талантлив, но не столь бесспорно и далеко не во всем отвечает эстетике неореализма. Корни этой клемановской работы двоякого рода. Неореалистические мотивы, в основном сказавшиеся в обрисовке общего фона повествования — абсолютно достоверного антуража послевоенной Генуи, причудливо переплелись с романтизмом предвоенного французского кино, пришли в столкновение с фатально обреченным героем. При этом, как мы вскоре убедимся, режиссер извлек особый смысл из неконтактности героя и реальной действительности, что, между прочим, словно подтверждает франко-итальянское происхождение фильма» (Турицын, 1978).
Киновед Александр Федоров