Найти в Дзене

Монтессори и теория привязанности

Наши подписчики спрашивают: Совместимы ли теория привязанности и Монтессори? И когда лучше в сад ребенку начинать ходить? Педагоги рекомендуют чем раньше, тем лучше, но а как же сформируется здоровая привязанность? Отвечает Ирина Букарева, Монтессори гид АМИ 0-3, мама троих детей и семейный психолог:
Первый год жизни ребёнка особенно важен в формировании привязанности. То, какая эмоциональная связь установится со значимым взрослым в этот период, будет влиять на дальнейшее развитие ребенка. Если потребность в эмоциональной близости со взрослым полностью
удовлетворена, ребёнок проявляет большой интерес к исследованию всего, что его окружает. Возможность открывать мир - еще одна важная потребность ребенка. Необходимо, чтобы родители заботились об удовлетворении этой потребности и создавали подходящие условия для приобретения опыта. Специально подготовленная среда в Монтессори детских садах может помогать родителям в утолении любопытства малыша. Но чтобы ребёнок действительно мог получить
Малышка с мамой на занятиях в Монтессори классе для детей в возрасте до года.
Малышка с мамой на занятиях в Монтессори классе для детей в возрасте до года.

Наши подписчики спрашивают:

Совместимы ли теория привязанности и Монтессори? И когда лучше в сад ребенку начинать ходить? Педагоги рекомендуют чем раньше, тем лучше, но а как же сформируется здоровая привязанность?

Отвечает Ирина Букарева, Монтессори гид АМИ 0-3, мама троих детей и семейный психолог:
Первый год жизни ребёнка особенно важен в формировании привязанности. То, какая эмоциональная связь установится со значимым взрослым в этот период, будет влиять на дальнейшее развитие ребенка.

Ирина ведет семинары для родителей и занятия в детско-родительских программах MSM
Ирина ведет семинары для родителей и занятия в детско-родительских программах MSM

Если потребность в эмоциональной близости со взрослым полностью
удовлетворена, ребёнок проявляет большой интерес к исследованию всего, что его окружает. Возможность открывать мир - еще одна важная потребность ребенка. Необходимо, чтобы родители заботились об удовлетворении этой потребности и создавали подходящие условия для приобретения опыта.

Забота о себе, о других и об окружающей среде это то, чему дети учатся с первых лет жизни. В Монтессори классе взрослые предоставляют специально подготовленные возможности для этого.
Забота о себе, о других и об окружающей среде это то, чему дети учатся с первых лет жизни. В Монтессори классе взрослые предоставляют специально подготовленные возможности для этого.
Специально подготовленная среда в Монтессори детских садах может помогать родителям в утолении любопытства малыша. Но чтобы ребёнок действительно мог получить пользу от посещения Монтессори садика, ему нужен позитивный эмоциональный настрой и внутреннее равновесие.
А это значит, что прочная эмоциональная связь (отношение привязанности) должна сложиться и с воспитательницей. Для этого важно, чтобы педагог умела поддерживать надежные отношения, а родители доверяли педагогу.
На занятиях для младенцев с родителями в Монтессори школе возникают первые связи с доверенными взрослыми, которые будут сопровождать малыша в первые три года жизни.
На занятиях для младенцев с родителями в Монтессори школе возникают первые связи с доверенными взрослыми, которые будут сопровождать малыша в первые три года жизни.

Существует такое понятие, как круги отношений. Каждый круг отношений характеризуется определенным уровнем близости и доверия. Ближайший круг отношений ребенка - это, конечно же, родители. Следующий круг составляют другие члены семьи, например, братья и сестры. К третьему кругу могут относиться родственники, например, бабушки и дедушки и другие члены расширенной семьи, а также няни и воспитатели и другие участники сообщества детского сада и затем школы Монтессори.

Хорошие отношения ребенка с воспитателем никак не подрывают надежную привязанность ребенка к родителям. Они способствуют укреплению доверия миру. А в случае амбивалентной привязанности в семье установление хороших отношений с воспитателем может компенсировать возможные дефициты привязанности ребенка к значимому взрослому, а также усилить его любознательность и желание учиться.

Дружба, начавшаяся в тоддлер классе, может длиться десятилетиями. Это ценный опыт самопостроения и развития навыков через взаимодействие с другими людьми в безопасной среде.
Дружба, начавшаяся в тоддлер классе, может длиться десятилетиями. Это ценный опыт самопостроения и развития навыков через взаимодействие с другими людьми в безопасной среде.

Вы можете обратиться к Ирине и другим нашим специалистам за консультацией по организации домашней среды в соответствии с принципами Монтессори метода и задать другие вопросы, касающиеся родительства (ответим на них в комментариях или отдельной статье).
Мы также оказываем консультации для организаций и поддерживаем руководителей Монтессори площадок в целостном развитии созданных ими сообществ.