Двадцать лет назад фраза «китайский автомобиль» вызывала у большинства водителей лишь скептическую ухмылку. Помните те времена? В середине нулевых на нашем рынке начали появляться первые ласточки из Поднебесной, и это было, мягко говоря, экзотическое зрелище. Их ругали за всё подряд: за откровенно скопированный, а порой и просто нелепый дизайн, за хлипкий пластик в салоне, источавший резкий химический запах, и за общее ощущение какой-то незавершенности.
Эти машины были настоящим компромиссом. Главным и, пожалуй, единственным их козырем была цена. Они стоили как отечественные автомобили, а то и дешевле, но при этом порой предлагали более богатое оснащение, вроде кондиционера или электростеклоподъемников. Однако за этой доступностью скрывалась масса подводных камней. Кузов мог начать ржаветь уже после первой зимы, надежность узлов и агрегатов оставляла желать лучшего, а найти нужные запчасти было целым приключением.
Тогда казалось, что эти странные и некачественные поделки так и останутся на задворках автомобильного мира. Никто и представить не мог, что пройдет всего пара десятилетий, и автопром из Китая совершит невероятный скачок, заставив потесниться именитых мировых производителей.
Great Wall Hover
В середине 2000-х годов российский авторынок переживал настоящий бум. Именно тогда на сцену вышел Great Wall Hover, которому было суждено изменить представление о китайских автомобилях. Он появился не на пустом месте, а пришел на смену модели Safe. Тот внедорожник, несмотря на неплохие задатки для бездорожья, не сыскал любви у россиян из-за откровенно низкого качества и быстро исчез с радаров.
На этом фоне появление Hover на Московском автосалоне 2005 года стало настоящим событием. Публика отреагировала на удивление тепло. И было на что посмотреть! Секрет привлекательного дизайна оказался прост: за основу был взят американский внедорожник Isuzu Axiom. К тому времени концерн General Motors, владевший Isuzu, прекратил производство этой модели, так что обошлось без скандалов с авторскими правами.
Уже в 2006 году импортер "Ирито" наладил сборку "Ховеров" в России. Кузова сваривали на заводе "Дервейс" в Черкесске, а финальная сборка проходила в подмосковной Гжели. Это был серьезный шаг, показавший, что марка пришла надолго.
Но полюбили Hover не только за внешность. Автомобиль оказался настоящим бойцом на бездорожье. Водители ценили его за внушительный дорожный просвет в 220 миллиметров, короткие свесы и практически плоское днище. Такие характеристики позволяли штурмовать серьезные препятствия. Вдобавок ко всему, у него был подключаемый полный привод и понижающая передача - серьезный арсенал для покорения российских направлений. Большие ходы подвески и жесткий кузов давали возможность без проблем вывешивать колеса по диагонали
Lifan 320 (Smily)
Помните этого малыша? Lifan Smily, который у себя на родине в Китае известен как Lifan 320, появился в России и сразу устроил переполох. Главным образом, из-за двух вещей: своей внешности, отчаянно напоминающей культовый MINI Cooper, и, конечно же, цены. На старте продаж это был едва ли не самый дешевый новый автомобиль в стране. Настоящий билет в мир «салонных» машин для многих.
И его полюбили! Владельцы ласково называли его «Смайликом» и «Лифанчиком». За что? Да за то, что за скромные деньги он давал ощущение настоящего автомобиля. Кондиционер, простенькая музыка, подушки безопасности - джентльменский набор был на месте. Для города - просто находка. Маленький, юркий, способный припарковаться там, где другим и не снилось. К тому же, удивлял своей экономичностью и способностью заводиться в лютые морозы. Идеальный первый автомобиль или рабочая лошадка для поездок по маршруту «дом-работа-магазин».
Но была и другая сторона. Ох, какая другая! В сети можно найти тонны негатива, где автомобиль клеймят «ведром с болтами» и «гремящей консервной банкой». Главная беда многих экземпляров - коррозия. Люди жаловались, что если уж «рыжики» пошли по кузову, то остановить этот процесс практически невозможно. Добавляли дёгтя и проблемы с шумоизоляцией, и откровенно холодный салон зимой.
Так где же правда? Один владелец рассказывает, что за много лет поменял только радиатор, и не знает бед. Другой - проклинает день, когда сел за руль этого «китайца». А истина, как обычно, где-то посередине. Smily был автомобилем-компромиссом. Он давал ровно столько, сколько стоил, и ни граммом больше. Если человек это понимал, он получал верного и очень дешевого в обслуживании друга. Если же ожидал от него чуда - получал разочарование.
В 2016 году его история в России закончилась, производство в Черкесске свернули. А вот споры о том, был ли «Смайлик» хорошей машиной, не утихают до сих пор. Наверное, это и есть его главное наследие.
Geely CK (Otaka)
В середине двухтысячных на наши дороги стали выезжать автомобили из Китая. Одним из первых таких был седан Geely CK, который в России получил громкое имя Otaka. Его история у нас началась в 2007 году.
Собирать машину решили прямо в России, в Свердловской области на заводе АМУР. Это предприятие раньше было частью ЗИЛа, а потом стало самостоятельным. Сборка была, как говорят, "отверточной" - готовые детали привозили из Китая, а здесь их уже соединяли в целый автомобиль.
Ходили слухи, что по ходовой части Otaka была копией старой доброй Toyota Corolla из девяностых. А вот кузов китайцы сделали свой, оригинальный. Двигатель на полтора литра и 94 лошадиные силы тоже имел японские корни - его делали по лицензии Toyota.
Машину нельзя было назвать провальной. На вторичном рынке ее еще можно найти, хотя популярной она так и не стала. Все-таки время седанов постепенно уходит.
Многие считают, что Otaka - это тот случай, когда сколько денег ни вкладывай, лучше она не станет. Разве что для души, чтобы внешне выглядела приятно.
Но для кого-то она стала идеальным вариантом. Например, как первая машина, чтобы научиться ездить. Она прощала многие ошибки новичков и была довольно выносливой. Девушкам тоже нравилась - простая в управлении и вместительная. Для поездок по городу - самое то. В общем, ничего сверхъестественного от бюджетного "китайца" никто и не ждал.
Chery Amulet
Середина нулевых. Время, когда иномарка была еще роскошью, а основной выбор стоял между моделями «АвтоВАЗа». И тут на рынок врывается он - Chery Amulet. С виду солидный лифтбек, не чета привычным «десяткам» и «четырнадцатым». И знаете, что самое шокирующее? Цена. Он стоил как «Жигули»!
Для дилеров «Лады» это был настоящий удар под дых. Они торговали «Калинами», а тут появился китаец, который за те же, а то и меньшие деньги предлагал просто космос по тем временам. Люди, которые годами копили на простенькую отечественную машину, вдруг увидели альтернативу. И какую!
В самой навороченной версии «Амулета» было всё, о чем простой водитель мог только мечтать: кондиционер для спасения от летней жары, ABS, подушки безопасности, полный электропакет. Даже литые диски и подлокотник для задних пассажиров! Народ был в восторге. А еще он довольно резво бегал, свои 11 секунд до сотни отрабатывал. Плюс огромный багажник и просторный салон. Ну как тут устоять? Неудивительно, что эти машины разлетались как горячие пирожки. Продали их у нас больше 60 тысяч. Целый рекорд для автопрома из Поднебесной.
Но эйфория прошла довольно быстро. Сказка закончилась, когда владельцы столкнулись с суровой реальностью. Качество сборки? Оно хромало на обе ноги. Дешевый пластик в салоне был меньшим из зол. У некоторых коробка передач начинала капризничать почти сразу после выезда из салона.
А потом случился краш-тест. И это был провал. Полный. Результаты испытаний повергли всех в шок. Автомобиль показал себя хуже не только зарубежных одноклассников, но и отечественных машин, которые никогда не считались эталоном безопасности. Оказалось, что за привлекательной внешностью и богатым оснащением скрывался очень слабый кузов.
Так чем же в итоге стал Chery Amulet для России? Он был громким и очень важным уроком. Для покупателей - уроком о том, что не все то золото, что блестит.
А для китайских производителей - холодным душем, который заставил их кардинально пересмотреть подход к качеству и безопасности. Это был тот самый первый, корявый, но очень нашумевший «блин», с которого началась большая история китайского автопрома в нашей стране.
Читайте также: