Найти в Дзене
Leader-ID

«Русские дроны» на Архипелаге покажут робокомплекс для мониторинга инфраструктуры

Оглавление

Рассказываем про команды, которые мы увидим на интенсиве НТИ Архипелаг 2025, лейтмотивом которого в этом году стали БПЛА и технологии их производства и эксплуатации. Белгородская компания «Русские дроны», лауреат национальной премии АСИ «Страну меняют люди», выступит в треках Фонда НТИ, где расскажет о своем многоцелевом роботизированном БАС-комплексе для решения задач мониторинга инфраструктурных объектов.

Приоритетные объекты мониторинга: газо- и нефтепроводы, энергетические сети, объекты телекома, корабли и инфраструктура Севморпути, а также шельфовые объекты и другие крупные частно-государственные инфраструктурные проекты. Всё, где востребован регулярный мониторинг, который, к слову, сегодня дорог, а компания предлагает конкурентные по цене решения.

В сфере интереса «Русских дронов» есть объекты, находящиеся в Арктике. Как управляют дроном в условиях Крайнего Севера? Там, где обледеневают пропеллеры, выходят из строя датчики, а сильнейшие ветры могут сбить буквально любой летательный аппарат. Оказывается, эти вызовы уже неплохо проработаны, и у «Русских дронов» есть технологические решения. Про них рассказал гендиректор компании Роман Шеховцов.

Как автоматизировать мониторинг и зачем это нужно «Газпром нефти» и «Мессояханефтегазу»

Как пояснил гендиректор «Русских дронов», сегодня есть три основные проблемы с мониторингом инфраструктуры в удаленных и северных регионах:

  • Высокие затраты на обследования. Например, вылет вертолета стоит больше 300 тыс. рублей за один полетный час.
  • Географическая недоступность объектов: все они расположены очень далеко и в крайне малонаселенных зонах.
  • Острая нехватка специалистов.
На этом фоне в зоне вечной мерзлоты и экстремальных ветров беспилотные технологии позволяют не только повысить безопасность, но и существенно снизить затраты. Мониторинг состояния трубопроводов, экологической обстановки в тундре, ледовая разведка, поисково-спасательные операции могут проходить в 2–3 раза быстрее и дешевле, чем сейчас.

Так выглядит БПЛА типа VTOL, разработанный компанией Романа Шеховцова
Так выглядит БПЛА типа VTOL, разработанный компанией Романа Шеховцова

«Русские дроны» создают полностью автономную систему мониторинга: БПЛА взлетают и садятся без участия человека, передают данные в режиме реального времени и готовы к работе 24/7. А управлять ими, анализируя данные мониторинга, можно хоть из московской квартиры.

«Роботизация заключается в том, что мы максимально исключаем человека из процесса мониторинга, он только обеспечивает работу комплекса и принимает решения по информации, полученной от дрона. Если представить, например, корабль ледового класса, задача которого — ледовая разведка, то у него есть определенная зона ответственности, определенный курс, который нужно смотреть перед кораблем, — это пространство в виде конуса.

Примерно та же программа работы у беспилотника. По нажатию кнопки удаленно активируется дронопорт, который прогревает дрон и распыляет на его пропеллеры и крылья антиобледенительную жидкость, потом открывается крышка. Затем оттуда вылетает дрон и автономно выполняет задачи. Выполнив, возвращается и перезаряжается», — пояснил принцип работы БАС-комплекса Роман Шеховцов.

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) на месторождении «Приразломное» в Печорском море находится в 55 км от берега, в шельфовой зоне, где дроны технически могут осуществлять мониторинг (фото ПАО «Газпром»)
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) на месторождении «Приразломное» в Печорском море находится в 55 км от берега, в шельфовой зоне, где дроны технически могут осуществлять мониторинг (фото ПАО «Газпром»)
Собранные данные либо сразу передают пользователю, либо сначала обрабатывают нейросетью, которая автоматически за несколько минут составляет отчет. Например, нейросеть анализирует данные мониторинга: фотографии поверхностей трубопровода. Если она находит аномалию — скажем, трещину в покрытии трубы — то отправляет предупреждение пользователю.

Компания не разглашает детали работы нейросети, но предоставила фотографию результата:

Нейросеть, которую используют «Русские дроны», распознает и измеряет трещины в бетоне
Нейросеть, которую используют «Русские дроны», распознает и измеряет трещины в бетоне

По словам руководителя «Русских дронов», технологией заинтересовались нефтегазовые компании, среди них «Газпром нефть», ее шельфовые и сухопутные дочерние подразделения, а также тюменская компания «Мессояханефтегаз». Обе компании добывают нефть в сложных условиях, и сегодня их интересуют готовые решения для мониторинга трубопроводов и буровых платформ по конкурентной стоимости.

Модели сотрудничества, которые предлагают этим компаниям:

  • Продажа и эксплуатация — заказчик получает систему и обслуживает ее сам.
  • Продажа + аутсорсинг — система покупается, но мониторинг осуществляется командой разработчика.
  • Услуги мониторинга под ключ — заказчик платит только за результаты.

Конечный выбор сценария взаимодействия зависит от ресурсов и стратегии клиента. В любом случае автоматизация делает процесс проще и масштабируемее.

Потенциал этого рынка «Русские дроны» оценивают в размере 30 млрд рублей для внутреннего рынка к 2028 году и около 300 млрд рублей для мирового к 2030 году. По словам Романа, интерес к проекту проявили нефтяники Ближнего Востока.

Как работать в условиях обледенения и сильных порывов ветра

Ветры и низкая температура — главные препятствия для использования беспилотников в Арктике. Обледенение приводит к снижению тяги двигателей из-за увеличения веса и изменения аэродинамических свойств лопастей пропеллеров, а также к нарушению работы датчиков и других электронных компонентов.

Порывы северных ветров достигают 20 метров в секунду и более, при пороговом, то есть критическом, значении для квадрокоптера — 10 м/c.

Инженеры «Русских дронов» разработали несколько уровней защиты. Планер БПЛА сконструирован и сбалансирован с учетом повышенных нагрузок, его форм-фактор: VTOL (Vertical Take-Off and Landing). Беспилотники этого типа взлетают и садятся вертикально, как квадрокоптеры или вертолеты, но в воздухе переходят в режим горизонтального полета, как самолеты.

Это свойство дает им два важных преимущества: они не требуют взлетной полосы и при этом способны преодолевать большие расстояния, работая дольше без подзарядки. Кроме того, их аэродинамичный корпус лучше приспособлен к полету в сложных погодных условиях — он устойчив к боковому ветру и порывам, что особенно важно при эксплуатации в открытом море или в Арктике.

Дронопорт — это модуль для автоматического приема, запуска и обслуживания беспилотников. Приземлившись на него, БПЛА опускается внутрь, где работают электрические обогреватели, осуществляя принудительный обогрев винтомоторных групп и кромок крыла.

Поэтому дронопорты размещают там, где можно подвести электрические линии. Питание обогревателей и механизмов порта от дизель-генераторов или солнечных батарей не предусмотрено. Это объясняется как высокой температурой обогрева, так и задачей заряжать суперъёмкий аккумулятор арктического дрона несколько раз в течение дня.

Внутри дронопорта специальные инжекторы опрыскивают лопасти и крылья летательного аппарата антиобледенительным спреем.

Для стабилизации дрона в полете используют полетный контроллер, который получает данные о ветре с метеостанции; при взлете: дронопорт с захватом — он фиксирует дрон и не дает ему взлететь при резких порывах ветра; при посадке дронопорт анализирует погодные условия на основе данных метеостанции, выдает стабилизирующие сигналы управления и динамически наводит дрон на площадку для точного захвата шасси.

Предполагается, что такие дронопорты будут установлены вдоль трубопроводов через каждые 200 километров
Предполагается, что такие дронопорты будут установлены вдоль трубопроводов через каждые 200 километров

Расположение дронопортов будет зависеть и от задач, стоящих перед БПЛА. При мониторинге трубопроводов — вдоль трасс и как можно ближе к источникам электропитания. При работе на судах — прямо на борту. В прибрежной зоне дронопорты размещают так, чтобы обеспечить как можно более широкий охват и при этом быть доступными для технического обслуживания с прибрежной инфраструктуры.

Важное устройство, обеспечивающее устойчивость машины в воздухе, — полетный контроллер собственной разработки компании «Русские дроны». Он получает информацию с метеостанции и моментально корректирует режимы работы пропеллеров, особенно на взлете и посадке.

Зачем на Севморпути нужны дроны

Для дронов, способных работать в арктических широтах, Северный морской путь (СМП) — перспективное направление. Он значительно короче традиционного маршрута из Китая в Европу через Суэцкий канал. Так, например, расстояние от Шанхая до Роттердама по СМП составляет 13 тыс. километров, а через Суэцкий канал — порядка 20 тыс. Разница достигает 7 тыс. километров, что позволяет сократить путь и затраты на него примерно на 30–35 % в зависимости от выбранных портов.

Согласно планам развития СМП, до 2035 года товарооборот по этому маршруту, который на фоне глобального потепления и нестабильности на Ближнем Востоке остается перспективным транспортным коридором, соединяющим Европу и Азию, должен подняться до 160 млн тонн. Возможно, эти планы будут скорректированы в текущих геополитических условиях, однако, несмотря на санкции и другие препоны, проект развивается.

В 2024 году китайские судоходные компании почти вдвое увеличили количество проходов в Европу: с семи в 2023 году до 13. А совокупный грузопоток по СМП, по данным «Росатома», достиг 37,9 млн тонн — на 1,6 млн тонн больше. 2024 год выдался насыщенным и для ледокольного флота: в январе заложили атомный ледокол «Ленинград», а в ноябре спустили на воду ледокол «Чукотка».

Караван судов, ведомый ледоколами, проходит по Севморпути (фото ФГУП «Атомфлот»)
Караван судов, ведомый ледоколами, проходит по Севморпути (фото ФГУП «Атомфлот»)

В суровых условиях Арктики и на маршрутах Северного морского пути дроны позволяют проводить оперативный внешний осмотр судна без необходимости захода в порт или отправки команды на верхние палубы. Оснащенные камерами высокого разрешения и тепловизорами, они облетают корпус, надстройки, антенны и другие ключевые элементы судна, передавая данные в реальном времени. Это особенно важно при ограниченной видимости, обледенении и удаленности от ремонтной инфраструктуры — такие осмотры помогают быстро выявлять повреждения, наледь, коррозию или сбои в работе оборудования, снижая риски и повышая безопасность судоходства.

Еще одно направление — быстрая воздушная доставка: дроны способны оперативно передать на судно медикаменты (например, антибиотики), документы или мелкие детали, как это уже реализовано в Сингапуре, Норвегии, ряде крупных портов Европы и США. Грузоподъемность БПЛА «Русских дронов» — до 3 кг, они могут садиться на палубу или точно сбрасывать груз в указанную точку. Это особенно важно в критической ситуации, когда счет идет на часы.

«Русские дроны» на Архипелаге 2025 будут искать партнеров

В этом году компания принимает участие в Архипелаге 2025, где покажет свой беспилотник и расскажет, как нейросеть обрабатывает данные мониторинга. Компания открыта к инвестициям, но ищет не просто финансовую поддержку, а так называемые «умные деньги». Речь о людях и компаниях, которым интересен рынок беспилотных технологий, и кто готов развиваться в нём системно.

«Мы хотим видеть в инвесторе не краткосрочного партнера, а такого, с которым можно строить проект на горизонте пяти лет и более. Идеальный сценарий — если у инвестора уже есть производственные мощности или доступ к ним. Это позволило бы не только развивать технологии, но и наладить собственное серийное производство дронов в России», — сказал Роман Шеховцов.