Найти в Дзене
CAPTAIN NOSTALGAMER

Настоящая RPG вне компьютера

Что приходит в голову, когда Вы слышите словосочетание «ролевая игра», или «role-playing game»? Наверняка у многих в голове возникает картинка: рыцарь в доспехах путешествует по большому открытому миру, выполняя задания монарха и сражаясь с полчищами разнообразных чудовищ, разбойников и прочих слуг тьмы. Игрок в представителях этого жанра компьютерных игр отождествляет себя с персонажем, ведь он не просто проходит с ним путь от начала до конца сквозь интересную историю, но и самостоятельно управляет его характеристиками и умениями. Другими словами, «настраивает под себя». А что, если я скажу Вам, что для подобного приключения совсем необязательно запускать компьютер? Наверно, после этих слов Вы подумали, что я сейчас собираюсь рассказывать про какую-нибудь сложную настолку вроде Dungeons and Dragons. Или вообще про полевые игры живого действия на местности. Но нет. Здесь речь пойдёт про Подземелья чёрного замка — настоящую и полноценную ролевую КНИГУ-игру. Подземелья чёрного замка — эт
Оглавление

Что приходит в голову, когда Вы слышите словосочетание «ролевая игра», или «role-playing game»? Наверняка у многих в голове возникает картинка: рыцарь в доспехах путешествует по большому открытому миру, выполняя задания монарха и сражаясь с полчищами разнообразных чудовищ, разбойников и прочих слуг тьмы. Игрок в представителях этого жанра компьютерных игр отождествляет себя с персонажем, ведь он не просто проходит с ним путь от начала до конца сквозь интересную историю, но и самостоятельно управляет его характеристиками и умениями. Другими словами, «настраивает под себя».

А что, если я скажу Вам, что для подобного приключения совсем необязательно запускать компьютер? Наверно, после этих слов Вы подумали, что я сейчас собираюсь рассказывать про какую-нибудь сложную настолку вроде Dungeons and Dragons. Или вообще про полевые игры живого действия на местности. Но нет. Здесь речь пойдёт про Подземелья чёрного замка — настоящую и полноценную ролевую КНИГУ-игру.

В чём суть?

Подземелья чёрного замка — это фентезийная ролевая книга-игра, написанная Дмитрием Браславским в 1991 году. Что вообще такое книга-игра? Это большая такая махина страниц, настоящий роман, разделённый на сотни параграфов. Но читать их надо не по порядку. Дойдя до конца параграфа и узнав суть очередного витка истории, читатель (или, лучше сказать, игрок?) должен сам выбрать следующее действие героя. В зависимости от выбора, книга предлагает игроку перейти на новый соответствующий параграф. Чтение получается нелинейным, и с каждым параграфом путь читателя отклоняется всё больше и больше. Можно «читать» сотни раз, и каждое прочтение будет отличаться от предыдущего. Составить карту параграфов заранее, чтобы подготовиться к «правильному» прочтению, практически невозможно: вместо красивого графа получится огроменная такая паутина похлеще Интернета.

Разумеется, есть параграфы, на которых история заканчивается: это своего рода концовки истории, и большинство из них — плохие. Добраться до хорошей концовки — это главная цель игрока. Играя без спойлеров и без руководств, придётся сделать десяток-другой, если не сотню, заходов. И сейчас я расскажу, почему. Но сперва поговорим о сюжете.

Сюжет игры

В некоем далёком фентезийном мире существует классическое такое фентезийное королевство, которым правит (что логично) король. Помимо властвующего монарха, есть в королевстве два других классических персонажа: принцесса и злой-презлой волшебник по имени Барлад Дэрт. Волшебник пожелал на принцессе жениться, но получил от короля отказ. Разозлённый, Барлад Дэрт похищает принцессу и прячет её в своём Чёрном замке, расположенном в сердце Зачарованного леса. Многие герои вызвались освободить принцессу. Ни один из них так и не вышел из леса.

Игрок — очередной смельчак, решивший испытать судьбу в попытке пробраться через таинственный лес и вызволить принцессу, томящуюся в замке колдуна. Вы — лишь один из многих. Такие же, как Вы, уже сгинули в Зачарованному лесу. И Вас может постигнуть та же участь. Но, быть может?.....

Придворный волшебник короля, знаток белой магии, снабжает очередного героя всем необходимым, после чего игрок-читатель оказывается один на один с тропой, ведущей вглубь зачарованной чащи.

Ролевая система

К тому моменту, как игрок оказывается на тропе Зачарованного леса, он уже кое-что из себя представляет. В своеобразном предисловии, в замке короля, читатель проходит первоначальную настройку персонажа. Во-первых, определяются три характеристики:

  • Мастерство — умение сражаться. Чем оно больше, тем выше в бою шанс, что игрок нанесёт урон врагу, а не наоборот.
  • Выносливость — это очки здоровья, то есть хп. Как водится, этот параметр определяет, как долго игрок сможет прожить.
  • Удача — параметр, определяющий успех некоторых действий по ходу приключения. Не все вопросы решаются грубой силой.

Есть также и игровая валюта — золотые монеты. Сперва у игрока их 15 штук, по ходу игры они будут тратиться, а в удачных случаях и пополняться.

Помимо характеристик и золота, игрок может взаимодействовать с предметами. Верные друзья героя — меч, фляга с водой и заплечный мешок. Последний играет роль инвентаря, в котором смогут поместиться 7 предметов. А фляга — это хилл, который в некоторых случаях может пригодиться и в другой роли (вдруг кто-то из встречных попросит игрока дать попить и даст что-то взамен?)

Наконец, есть в игре и магия. Не зря же это фентезийный мир. Сам главный герой — не маг. Но перед походом в Зачарованный лес королевский волшебник может обучить его нескольким заклинаниям.

  • Заклятие левитации — позволяет перелететь препятствие.
  • Заклятие огня — создаёт и пуляет огненный шар.
  • Заклятие иллюзии — создаёт копию героя, позволяя настоящему незаметно скрыться.
  • Заклятие силы — даёт бафф силе удара героя в бою.
  • Заклятие слабости — даёт дебафф вражеской силе удара в бою.
  • Заклятие копии — создаёт копию противника, сражающуюся на стороне героя в бою.
  • Заклятие исцеления — дополнительный хилл.
  • Заклятие плавания — позволяет переплыть водную преграду. Сам герой плавать без магии не умеет.

Перед началом игры читатель выбирает 10 любых заклинаний (они могут повторяться), и с этими выбранными зарядами (если хотите, «свитками») проходите всю игру. Заклинания одноразовые: использовали заряд — значит, потратили его.

Сражения и кубики

В игре есть место жестокому рандому. Кубик — наш вечный спутник. Для удобства сам физический шестигранник даже не нужен: грани кубика от 1 до 6 заботливо нарисованы в углах страниц. Так что вместо бросания кубика можно просто открыть случайную страницу: что на ней нарисовано — то, считайте, и выпало.

В основном кубик нужен в двух ситуациях: в бою и при проверке удачи. Многие бои можно избежать. И так и нужно делать. Потому что, попав в сражение, вы или уйдёте победителем (а тут нужно буквально молиться духам рандома), или игра окончена: извольте начинать ВСЁ заново, с самого создания персонажа.

Сам бой проходит просто: кидаете два кубика за врага, потом за себя. Прибавляете к полученным числам мастерство (себе — своё, врагу — его). У кого больше получилось, тот наносит удар. если ударили Вас, то отнимаете от своей выносливости некоторое значение. Если Вы ударили врага — отнимается выносливость у него. И так, пока в живых не останется один. Кстати, после боя потраченная выносливость (напомню, это хп) не восстанавливается! Только если не воспользуетесь хиллом, но он конечен.

Конечно, боевая система не ахти какая. Рандом на рандоме. Но прелесть игры не в ней. если Вы попали в бой — значит, не учли возможности его избежать. если погибли — в следующий раз будете внимательнее и учтёте то, что упустили. Подготовитесь лучше. Подберёте более подходящие заклинания. Всё-таки игра не рогалик, дороги и пути тут не меняются.

Как оно в целом играется

Игра очень атмосферная. «Погибать» читателю придётся часто, и каждый раз создаётся ощущение, что тёмные силы подловили его. Книга буквально пытается убить персонажа, как мир в каком-нибудь Dark souls. да, я не случайно вспомнил Тёмные души: сущности обеих игр очень похожи! Конечно, в Dark souls главная роль отводится боссам, но и локации там отличаются своим искренним стремлением подловить главного героя на каждом углу. Вот в Подземельях чёрного замка — то же самое.

-2

Каждый раз искателю приключений придётся пробираться через Зачарованный лес. Чёрный замок виднеется вдали, но добраться до него можно только сквозь смертельно опасную чащу. Не случайно в самом первом параграфе герою кажется, что страшные и невероятные истории про лес — всего лишь сказки и вымысел. Спустя десяток попыток пройти через него игрок поймёт, что лес — это единый хитрый и опасный живой организм, в котором опасность подстерегает на каждом шагу. Быть обманутым разбойниками. Утонуть в болоте. Попасть в яму с иглами. Потеряться и умереть с голоду. Быть сожжённым дыханием дракона. Всё это может случиться с игроком, и часть из этого обязательно случится. Пока читатель не поймёт, что нужно натурально РИСОВАТЬ КАРТУ леса, он не научится проходить через него.

Допустим, пробрался игрок через лес. Вот он, двор замка. Наконец. Стоит ли говорить, что замок Барлада Дэрта — это тот ещё лабиринт, похлеще леса? А стоит ли говорить, что если игрок по неосторожности погибнет в замке (или даже во дворе замка, не дойдя до ворот...) то ему придётся заново проходить через лес? Вот тут-то игрок и начинает обдумывать КАЖДЫЙ свой шаг.

Чёрный замок на смартфоне

Вы наверняка подумали: ну что ж я, глупый что ли какой-то. Зачем мне проходить все параграфы каждый раз заново? Я что, не могу «сохраниться»? ну погиб я. Вернусь назад на один параграф и продолжу с него, как будто ничего не было. Для таких умников есть подарок: версия Подземелий чёрного замка для смартфонов! Тут уж фокус с "сохранением" не прокатит, и всё будет по-честному. Погибли — значит, погибли.

Есть и другое преимущество у смартфонной версии — музыкальное сопровождение. В момент каждой очередной гибели приключенца включается такая мелодия, которая будто говорит игроку по ту сторону экрана: вот и снова я победил! Давай, спаситель принцессы, попробуй ещё раз пробраться через дебри этого леса и коридоры чёрного замка! Но ничего у тебя всё равно не получится!