Когда мы слышим слово «пират», перед глазами всплывает не столько историческая фигура, сколько Джонни Депп в роли слегка помешанного, но обаятельного Джека Воробья, скачущего по палубе «Чёрной жемчужины».
Этот образ — не что иное, как сборная солянка из сказочных морских разбойников: тут вам и Долговязый Джон Сильвер с деревянной ногой, и капитан Крюк с фирменным железным протезом, и даже мстительный моряк Эдмон Дантес, если закрыть глаза на то, что он не совсем пират. Яркие наряды, попугаи, сундуки с золотом, весёлый Роджер и «идти по доске» — весь этот антураж вернулся к нам в новом сериале Netflix «Ван Пис».
Забавно, но с реальностью это имеет столько же общего, сколько русалка с водолазом.
От древнего Нила до Средиземки
Пираты появились ровно тогда, когда первый человек решил перевезти что-то ценное по воде. Древние египтяне ещё 6000 лет назад плавали по Нилу на лодках из папируса, и уже тогда фараоны жаловались на нападения речных воришек.
К 1500 году до н.э. разбойники начали выходить в открытое море, атакуя города, прибрежные деревни и торговые суда. С ростом торговли в Средиземноморье пираты обратили внимание на корабли, гружённые шёлком, керамикой и специями. И Рим, конечно, не остался в стороне: сенат профинансировал антипиратскую кампанию, которую возглавил Помпей — и на время наладил порядок.
Пират №1
Возможно, первым «официальным» пиратом стал Дионисий из Ионии, о котором вскользь упоминал Геродот в V веке до н.э. Тот организовал базу на Сицилии и грабил проходящие корабли. Классика жанра.
Ром, галеоны и Порт-Ройял
Золотой век пиратства наступил в XVII–XVIII веках. Именно тогда «работали» такие легенды, как Чёрная Борода, Уильям Кидд и Энн Бонни. Их специализация — испанские корабли с серебром из Нового Света.
Ямайка, Тортуга и Багамы стали не только тропическими раями, но и полноценными штабами морских банд. Особенно прославился Порт-Ройял — курорт, где можно было одновременно напиться, продать трофеи и спланировать новое ограбление.
Наши дни, наши пираты
Фильм «Капитан Филлипс» напомнил, что пиратство — не музейный экспонат. В 2009 году сомалийские пираты захватили американское судно MV Maersk Alabama, и лишь благодаря вмешательству ВМС США история завершилась относительно благополучно.
С 1995 года произошли тысячи атак на суда. Три горячие точки: Аденский залив, Малаккский пролив и Гвинейский залив. Там сходятся три составляющих успеха пиратов: оживлённые маршруты, богатые грузы и слабая власть.
Почему пираты не перевелись
Причины просты: бедность, отсутствие перспектив и соблазн лёгкой наживы. Кто-то хочет сбежать от нужды, а кто-то — просто жаждет приключений. И так — с древности до наших дней.
Мы, вероятно, никогда не узнаем, кто был первым пиратом. Но ясно одно: пока по морям плывут ценные грузы, найдётся кто-то, готовый рискнуть ради чужого добра. И никакие Помпеи, ВМС и флотилии это навсегда не остановят.