Найти в Дзене

Превращаем серый брусит в древесный лист

На что зритель обращает своё внимание при посещении выставок или экспозиций минералов? Люди ищут знакомые названия, яркие цвета, эффектные образцы и кристаллы что притягивают взгляд и не дают от них оторваться. Серый и не взрачный камень взгляд не привлекает и не зацепит - серый и всё, ничего особенного. Пусть даже он будет невероятно ценным. Когда входишь во вкус обработки камня просто отшлифовать и отполировать образец для коллекции не интересно. Хочется оформить его по интереснее вырезав какое-нибудь изделие, за одно будут прокачиваться навыки в резьбе. Как пример, плоский кусок брусита, ну что он будет валяться просто так? Вырежу из него что-то вроде древесного листа. Образец представляет собой серый брусит, если точнее бруситит - порода почти полностью состоящая из минерала брусита (гидрооксид магния). Камень мягкий, по твёрдости около 2,5 баллов по шкале Мооса. В месте с тем плотный и однородный, хорошо шлифуется и полируется. Имеются и недостатки — брусит отчасти растворимый в

На что зритель обращает своё внимание при посещении выставок или экспозиций минералов? Люди ищут знакомые названия, яркие цвета, эффектные образцы и кристаллы что притягивают взгляд и не дают от них оторваться. Серый и не взрачный камень взгляд не привлекает и не зацепит - серый и всё, ничего особенного. Пусть даже он будет невероятно ценным.

Когда входишь во вкус обработки камня просто отшлифовать и отполировать образец для коллекции не интересно. Хочется оформить его по интереснее вырезав какое-нибудь изделие, за одно будут прокачиваться навыки в резьбе. Как пример, плоский кусок брусита, ну что он будет валяться просто так? Вырежу из него что-то вроде древесного листа.

Образец представляет собой серый брусит, если точнее бруситит - порода почти полностью состоящая из минерала брусита (гидрооксид магния). Камень мягкий, по твёрдости около 2,5 баллов по шкале Мооса. В месте с тем плотный и однородный, хорошо шлифуется и полируется. Имеются и недостатки — брусит отчасти растворимый в воде, поэтому способен взаимодействовать с влагой воздуха теряя глянцевый блеск полировки, зато стоит потереть его тканью или пальцами как полировка быстро восстанавливается.

Камень плоский, образовался скалыванием при ударе одного камня по другому, толщина не более 2,5 см. По краям имеются трещины и сколы. От них необходимо избавиться, срезав всё лишнее.

Трещины - следствие удара одного камня по другому.
Трещины - следствие удара одного камня по другому.

Чтобы не проводить обрезку два раза можно эскизно нанести контур будущего изделия на камень и совместить обрезку с выбраковкой трещиноватых зон, на сколько это вообще возможно. Главное не забыть выровнять основание будущего изделия, потом это сделать будет не так легко.

Наносим контур будущего изделия на камень перманентным маркером.
Наносим контур будущего изделия на камень перманентным маркером.

Чтобы изделие смотрелось интересно прорабатываем контур изделия, обрезая края и подчёркивая интересный силуэт.

Работаем над контуром изделия.
Работаем над контуром изделия.

Когда силуэт в целом готов уже можно работать над рельефностью поверхности нашего листика. С помощью бормашины прорезаем прожилки и создаём общий рельеф. Затем, более мелкими борами детализируем их и наносим самые мелкие детали - прожилки.

Если начать шлифовать камень наждачной бумагой, то быстро и без мучений выровнять поверхность, сделав её гладкой, не получится. Останутся многочисленные бугорки и ямки, чтобы их убрать придётся очень долго работать наждачкой. Существует более простой путь, обработать поверхность брусками из карбида кремния. С помощью их острых граней можно проработать самые мелкие прожилки и детали куда наждачной бумагой не подлезть.

Теперь можно браться за нож. Использовал два самодельных ножика из быстрорежущей стали, предварительно заправил лезвия, чтобы они были очень острыми. Тувинские мастера, при резьбе по агальматолиту, не делают поверхность изделий идеально гладкой, оставляют следы работы ножом. Мне же захотелось сделать поверхность гладкой. У всех совой подход.

Да, ножом тоже можно резать камень, но нож для хлеба не подойдёт.
Да, ножом тоже можно резать камень, но нож для хлеба не подойдёт.

В процессе резьбы подправил контур листика, чтобы он смотрелся более привлекательным. Где требуется выскабливаем огрехи ножом или алмазными надфилями.

Откладываем ножи в сторону и можно шлифовать.
Откладываем ножи в сторону и можно шлифовать.

Шлифовка, часто, выявляет мелкие недоработки предыдущих операций, такое бывает. Не всё можно увидеть, пыль, шлам и вода попадая в мелкие ямки, царапины и прочие неровности скрывают их. Так что ножи и надфили далеко не откладываются. Приходится попеременно работать ими и наждачной бумагой.

При шлифовке с краёв нашего листика проявились несколько трещин, нужно было попытаться как-то заделать их, хотя бы частично. Попробовал пропитать их с помощью эпоксидной смолы, банки, вакуумной крышки и насоса. Вакуум так себе, зато трещины стали не так заметны.

Как только мелкие недочёты устранены можно полировать. Использовал тряпочку и пасту ГОИ, можно финишной алмазной пастой. Одна проблема, остатки алмазной пасты нужно смыть, а камень не любит воду, от неё поверхность становится матовой - брусит водорастворим, приходится использовать туже тряпочку и пасту ГОИ чтобы восстановить полировку.

Готовое изделие.
Готовое изделие.

Вроде ничего так получилось. Правда серый камень на сине-сером фоне смотрится не очень, правда на чёрном было ещё хуже. Возможно использовал слишком глянцевую ткань, вероятно требуется поиграть с освещением и поискать другие фоны для фотографирования.