Часть 2.
Любопытно, в большой галерее портретов царствующих особ, хранящихся в Анинском дацане, было изображение человека, который никогда не всходил на трон – это его императорское Высочество Великий князь Алексей Александрович, сын императора Александра II. Великий князь побывал в монастыре в июле 1873 года. Великий князь совершал кругосветное путешествие на корабле, а потом с Владивостока решил возвращаться в Петербург по земле. Двигаясь до Верхнеудинска (Улан- Удэ) по старому Читинскому тракту, высокий гость остановился в Анинском дацане.
Народ встретил Великого князя развернутыми знаменами 14 хоринских родов. В Цогчен дугане ему показали галерею портретов российских императоров, в том чисел его отца. Добравшись до Верхнеудинска, князь заказал художнику свой портрет, а потом отправил его в дар Анинскому дацану. На месте где в белой юрте ночевал высокий гость буддисты возвели дуган Белой тары, в котором был обустроен Романовский алтарь.
Останавливался в Анинске, который назывался тогда Онинский станок, Цесаревич Николай Алексадрович, будущий царь Николай II.
Нынешний настоятель дацана ширэтээ Легцок – лама рассказал, что на территории Хоринского района восемь мест, где останавливался и даже ночевал цесаревич. Местные мастера подарили ему серебряный стул и золотое блюдо с надписями от всех бурятских родов. Позднее благодаря вмешательству Николая II было завершено строительство в Санкт-Петербурге дацана Гунзэчойней.
Более чем за два века монастырь дважды был на грани исчезновения. В 1811 году деревянное здание Цогчен-дугана было практически полностью уничтожено огнем.
Анинский дацан в каменном исполнении строили иркутские архитекторы, поэтому по мнению этнографа Константина Стукова, посетившего святыню, монастырь сочетал смешанные стили русского православного храма и тибетской кумирни.
Следует сказать, что все работы по возведению, ремонту дацанов утверждались у иркутского генерал- губернатора. В Государственном архиве Иркутской области сохранилось прошение на имя генерал- губернатора Андрея Селиванова от ламайского духовенства о ремонте сумэ в честь бурхана «Дымчок» Анинского монастыря. Сохранились чертежи и разрешительные документы на постройку нового сумэ.
А еще «Донесения главного ламы Бандида- Хамбы Ламайского духовенства Восточной Сибири о личном составе дацанов». Внутри внушительный папки полный список духовных лиц с их персональными данными. Государство в лице генерал – губернаторов полностью контролировали духовенство. Среди документов сохранился список праздников, утвержденный Этигэловым (Итигэловым). На документе стоит его личная подпись.
В эпоху воинствующих безбожников дацан сначала закрыли, случилось это в январе 1937 года, а потом разрушили. Многие ламы были расстреляны или отправлены в лагеря, в уцелевших дуганах размещались гаражи, конюшни и даже скотобойня.
Вся эта вакханалия продолжалась вплоть 90-е годов 20 века, когда монастырь начали потихоньку восстанавливать. До былого величия, объективно, еще очень далеко. Тем не менее, сюда приезжает все больше верующих.
Монастырю возвращают казавшиеся навсегда утраченные предметы культа. Среди предметов, которые были восстановлены одними из первых – реплики петровских знамен и бюст Екатерины II.
Ширээтэ лама Анинского дацана Легцок Дарижапов рассказал нам, как в августе 2019 года в Санкт- Петербург отправилась делегация буддистов с особой миссией.
Легцок- ламе и ширэтээ ламе Санкт- Петербургского дацана Буду Бадмаеву предстояло участвовать в реконструкции событий 1764 года. Сначала сибиряки посетили царский некрополь в Петропавловской крепости и возложили цветы к надгробиям Петра Великого , Елизаветы Петровны, Екатерины II.На следующий день после торжественной церемонии, отчасти напоминавшей события 1764 года, Михаил Пиотровский передал Легцоку Дарижапову бюст Екатерины II. 25 августа скульптурный портрет привезли в «Царицыно», а затем делегация выдвинулась в Екатеринбург, где буддисты посетили место расстрела царской семьи. Вернувшись на родину, делегация первым делом отправилась в резиденцию Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева, после торжественных мероприятий в Государственном театре русской драмы им. Бестужева, бронзовый бюст прибыл на свою буддийскую родину - в Анинский дацан.