Нет в нашей стране более самобытного и крепкого этноса, искренне гордящегося своими корнями, чем донские казаки, ведущие свою историю аж с XVI века. Обычно стоит лишь услышать фразу «Донской казак» как воображение сразу рисует крепкого вояку верхом на лихом скакуне с шашкой на перевес и лицом сплошь в шрамах от прошедших битв.
Но казаки славны не только своими ратными подвигами, безрассудной отвагой и лихостью в бою! Эта социально-этническая общность гордится патриархальным укладом жизни, крепкими семьями и бережным отношением к подрастающему поколению.
Однако так было далеко не всегда и на заре своего формирования подобных крепких моногамных союзов у казаков попросту не существовало. Донские казаки не всегда жили традиционной семьей: в течение XVI и большей части XVII веков моногамные отношения не вписывались в реалии сложного военного быта донцов. Полукочевой и полный опасностей образ жизни казачьей вольницы, где преобладало исключительно мужское население не слишком подходил для создания традиционной формы семьи. Поэтому семейные союзы, создаваемые первоначально (на протяжении первых двух столетий существования этноса) в казачьих вольницах, были больше похожи на групповое сожительство на манер шведской семьи, где одна женщина (реже две) была супругой сразу нескольким мужчинам со всеми вытекающими последствиями
Необычный социум
Донское казачество уникальная социально-историческая общность, в которой на протяженной истории своего существования (особенно в первые столетия после формирования) не было места родственным отношениям. Общественный строй донского казачества носил скорее характер территориально-общинных связей, где правовой статус человека определяли в первую очередь не кровные и родственные узы, а принадлежность к особой корпоративной структуре – Донскому войску.
Уклад жизни донских казаков заключался в бесконечных завоевательских походах и защите своих за территорий. Одной из ключевых особенностей казачьей жизни было умение невероятно быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам: сегодня казаки могли быть как храбрыми защитниками беспокойных окраин, превращаясь на завтра в жестокие ватаги разбойников и совершая грабительские набеги на соседние территории. Именно этот беспокойный уклад жизни «на пороховой бочке» и регулировал все сферы социальных и межличностных отношений. Институт брака не был в исключением.
Тяготы походной жизни и преобладание мужского населения в казачьих городках, слободах, зимовищах не способствовали образованию обычных семей. Демографическую ситуацию немного улучшала практика «умыкания невест» у соседей-горцев, персов и турков. Об этом факте упоминается во многих литературных произведениях, посвященных казачеству, например, в эпопее Шолохова «Тихий Дон», где главный герой Григорий Мелехов является потомком казака и пленной турчанки.
Шведская семья по-казачьи
В походных условиях жизни донских казаков женщин на всех не хватало, а личным имуществом казака считалось только его оружие и лошадь. Вдобавок поселения, засеки и зимовища казаков подвергались постоянным набегам врагов, когда женщин уволили в рабство, а мужчин чаще физически перебивали. В таких условиях институт традиционного брака становился просто невозможен. Выходом из положения становятся социальные объединения, состоящие из 10-15 человек мужчин и одной, редко двух женщин.
Члены таких коммун (сум) вели общее хозяйство и, при необходимости, объединяли усилия с соседями для борьбы с общим противником. Женщины обслуживали мужчин не только стиркой, готовкой и ведением домашнего хозяйства, но и удовлетворяли половые потребности своих многочисленных мужей. В таких союзах интимная жизнь имела свободный характер, что устраивало абсолютно всех. В книге известного этнографа Г. Небратенко «Институт семьи в обычном праве донских казаков (XVI — начало XX вв.)» подробно описываются такие крайне нехарактерные для православных христиан отношения, как жизнь с несколькими половыми партнерами, являющимися одной социально-экономической единицей.
Однако думать, что в среде казачества царил полный свальный грех и любовная анархия в корне не правильно. В XVI веке основным регулятором общественных отношений донских казаков было местное обычное право. Оно регулировало отношения помимо прочего и в «групповых семьях», но при этом имело упрощённые процедуры вступления в брак и развода. Например, для вступления в семейные отношения мужчине достаточно было общественного одобрения, которое получалось на Казачьем круге (Майдане) — высшем органе самоуправления донских казаков.
Интересен был тот факт, что своих угнанных в плен жен казаки стремились всеми силами вернуть домой. Если этого не удавалось в бою, то прибегали к дипломатическим переговорам, идя, порой на значительные уступки, лишь бы вернуть свою женщину в лоно своеобразной семьи. Их пытались вернуть даже в тех случаях, когда проходил достаточный срок и угнанная казачка рожала от захватчиков детей. Вот такой был принцип «своих не бросаем!».
Отцы-убийцы
При рождении ребенка в казачьей коммуне никто не ломал голову над определением отцовства ребенка. Казаки, вообще, относились к детям не слишком трепетно. Так в своей работе «Повествовании о Донских казаках» генерал Александр Регельман, руководивший фортификационным строительством на Нижнем Дону в конце XVIII века писал об этом постыдном факте казачьей жизни так:
«Сказывают так же, что когда стали посягать на жен, то, по общему приговору, младенцев, родившихся у них, сперва в воду бросать установлено было для того, чтобы оные отцов и матерей для промыслов своих не обременяли…»
По записям свидетелей казачьей жизни тех лет казаки абсолютно не церемонились с новороженными девочками, отправляя их по древнему обычаю, имевшему в том числе древние славянские корни👇
прямиком в воду. Так же поступали с хилыми и болезненными младенцами мужского пола, оставляя в живых только самых крепких и здоровых малышей мальчиков с тем, чтобы в дальнейшем пополнить ими ряды казачьего войска. Отношения и страдания матерей в расчет не бралось и позже, о чем подробно описывает в своей бессмертной повести Тарас Бульба Гоголь.
Очеловечивание и пережитки групповых браков
После того как казаки в 1671 году присягнули московскому царю и фактически лишились своей независимости, в их среду постепенно начали проникать обычаи, принятые в центральной и северной части России. Значительно усилилось и влияние православной церкви, которая не могла принять среди своих прихожан существование подобных экстремальных брачных союзов.
Варварские обычаи казаков с XVIII столетия стали постепенно уходить в прошлое: женщин в разросшихся казачьих поселениях, принявших все признаки оседлости и именовавшихся теперь станицами, становилось все больше и больше. Это способствовало тому, что большинство казаков остепенились и начали жить нормальными моногамными семьями. Вместе с этим начали придавать особое значение и факту отцовства. Детей по христианскому обычаю стало принято делить на родившихся в браке (законнорожденных) и внебрачных (ушемленных в правах).
Несмотря на очевидные улучшения, моногамному браку у донских казаков долгое время не придавали такого серьезного значения, как в других регионах России и существовало множество пережитков группового союза. Вступление в брак и его расторжение происходило быстро и без каких-либо церемоний на все том же Майдане, который высшем органе самоуправления донских казаков.
Так казак мог развестись с женой в один вечер и в этот же день мог взять (если была на примете) себе новую спутницу жизни, а отвергнутая жена найти на собрании нового мужа. Мужчина, которых хотел забрать отвергнутую казачку в жены, по обычаю заслонял ее полой кафтана, предъявляя на нее свои права.
Интересна была традиция, когда перед отправлением в долгий и опасный поход, из которого были все шансы не вернуться. В этом случае глава семейства спрашивал на казачьей сходке о том, кто возьмет в жены оставшуюся вдову и детей себе? Практически всегда среди неженатых казаков побратимов находились те, кто готов был взять на себя обязательства в отношении осиротевшей семьи в случае гибели мужа.
К концу XVIII века свободные парные браки «без венчания» в казачьих станицах полностью были вытеснены патриархальными церковными. Разводы церковь жестоко порицала, и жениться разрешалось не более трех раз. После свадьбы молодожены обычно оставались в родительском доме, где образовывалось небольшое патриархальное сообщество из трех поколений семейных пар, которые совместно вели домашнее хозяйство. Съехать молодая семья могла лишь в случае своей полной материальной независимости.
Несмотря на явный прогресс и увеличением роли патриархальной семьи в обществе сохранились свидетельства современников о том, что еще в XIX веке кое-где казаки жили братскими «сумами» и имели общих жен. Можно с уверенностью сказать, что практика групповых браков в Казачьем сообществе полностью исчезла лишь к середине XIX века.
Кстати, групповой брак был не одним грешком казаков морально этического характера. В завоевательных походах в Сибири они позволяли себе заводить рабынь из туземных народов, которыми не только пользовались для удовлетворения своих физических потребностей, но и распоряжались как обычным имуществом: сдавали в аренду и даже продавали🥶 Подробно об этом ужасающем факте нашей с вами истории в предыдущей статье из цикла «О времена, о нравы!» 👇
Всегда ваша Морозова❤️🩹