Найти в Дзене
Правители России

Почему Ломоносов бросил свою жену и ребенка

О Михаиле Васильевиче Ломоносове принято говорить с благоговением. В школьных учебниках и академических биографиях он предстает как безупречный гений - символ русского просвещения. Но за тщательно отредактированным образом скрываются противоречивые и даже скандальные эпизоды. Историки часто избегают их или касаются вскользь. А ведь за фасадом добродетели скрывается драматическая и почти авантюрная история, достойная пера романиста.

В конце 1736 года молодой Ломоносов был направлен на обучение в университет немецкого города Марбурга. Здесь он поселился у вдовы пивовара по имени Екатерина-Елизавета Цильх. В доме этой женщины и разворачивается первая интрига: в феврале 1739 года её 18-летняя дочь, Елизавета-Христина, забеременела от русского студента. Позднее, в ноябре, на свет появилась девочка, которую нарекли Екатериной-Елизаветой - в честь бабушки.

Тем временем, сам Михаил Васильевич в это время уже находился далеко. Летом 1739 года он переехал во Фрайберг, в Саксонии, по приглашению химика Иоганна Генкеля, чтобы изучать основы металлургии. Там он пробыл до весны 1740 года, после чего решил вернуться в Россию. Однако российский посланник в Саксонии, барон фон Кейзерлинг, отсутствовал. Тогда Ломоносов направляется в Голландию, рассчитывая найти судно до России.

Внезапно выясняется: Ломоносов каким-то образом оказывается снова в Марбурге. Как именно это произошло - вопрос, на который биографы либо не имеют ответа, либо сознательно умалчивают. 26 мая 1740 года он венчается в реформатской (кальвинистской) церкви на Елизавете-Христине, матери своей дочери. О характере этого брака многое говорит поведение учёного: менее чем через три недели он сбегает из дома тёщи, не выдержав ситуации.

Продолжая свой путь, Михаил Васильевич направляется обратно в Голландию. Но на одном из постоялых дворов происходит неожиданное: он напивается в компании прусских солдат, которые, воспользовавшись его состоянием, фактически насильно записывают его в армию. Так он становится солдатом прусского короля.

Спустя несколько месяцев Ломоносову удаётся сбежать - в октябре 1740 года он дезертирует. Спасаясь, он вновь обращается к семье своей невестки, надеясь на укрытие. Однако весной следующего года он тайно покидает дом, бросив беременную жену, ребёнка и тёщу. Через Любек он добирается до Петербурга, прибыв туда 8 июня 1741 года.

Ломоносов и его жена. Фото в свободном доступе.
Ломоносов и его жена. Фото в свободном доступе.

В столице всё складывается удачно: Михаила Васильевича назначают адъюнктом физического класса при Академии наук, установив ему жалованье в 360 рублей в год. Тем не менее, его поведение остаётся вспыльчивым. Весной 1743 года, в нетрезвом виде, он появляется в Академии и устраивает скандал, оскорбляя профессоров. В результате - временный домашний арест и уменьшение жалованья на половину.

И в этот самый момент его настигает прошлое. Осенью того же года в Петербург прибывает Елизавета-Христина с их первым ребёнком. Она разыскала мужа при содействии российского посольства в Гааге. Второй ребёнок, мальчик, которого она носила во время второго побега Ломоносова, умер. Теперь у Михаила Васильевича не остаётся выбора - он признаёт Елизавету-Христину своей женой и начинает с ней совместную жизнь.

Почему же Ломоносов так рьяно избегал официального признания своей супруги? Причина, вероятно, заключалась не столько в личной неприязни, сколько в правовых и религиозных опасениях.

Дело в том, что их брак был заключён в кальвинистской церкви. А такого рода венчание, особенно с точки зрения православного канона, считалось ересью. Если для браков с лютеранами церковные нормы уже были адаптированы - подобные союзы были не редкость в царской среде со времён Петра I, - то кальвинизм оставался вне всякого признания. Согласно «Соборному уложению» 1649 года, вступление в брак с еретичкой в еретической церкви квалифицировалось как отступничество от православия. А наказанием за это могло быть сожжение заживо.

Это был не теоретический риск. Прецедент произошёл совсем недавно: в 1739 году историк и администратор Василий Татищев, занимавший пост губернатора Урала, лично распорядился о сожжении женщины, ранее крестившейся, но затем вновь принявшей ислам.

Ломоносов. Фото в свободном доступе.
Ломоносов. Фото в свободном доступе.

Чтобы избежать смертельной участи, Ломоносову требовалось как можно скорее крестить Елизавету-Христину в православии, а затем венчаться с ней повторно. Документов, подтверждающих такой обряд, пока не найдено - возможно, по причине того, что историки попросту не искали их, считая немецкое венчание достаточным. Но с точки зрения закона того времени этого было совершенно недостаточно.

Как бы то ни было, дальнейшая жизнь Ломоносова с женой протекала уже без столь бурных эксцессов. Вполне возможно, их примирению способствовала трагическая смерть дочери - Екатерины-Елизаветы. Пара больше не имела детей. Однако с этого момента их брак, судя по всему, стал прочным и спокойным.

Такой взгляд на биографию великого учёного заставляет иначе взглянуть на канонизированный образ "русского Ньютона". За научными открытиями и государственной службой стояли человеческие страсти, страхи и ошибки, делающие фигуру Ломоносова не менее, а даже более живой и значимой.

Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!