Один автомобиль на всю жизнь? Такое вполне можно было представить в советские годы. Но в Швеции придумали кое-что поинтереснее. Volvo 240 оказался таким надежным, что его владельцы не хотели его продавать. И этим очень напугали весь автопром.
Без запланированного старения
В середине 1970-х инженеры шведской Volvo придумали свой эликсир вечной жизни — Volvo 240, или просто автомобиль навсегда. Внешне он напоминал кирпич. Инженерными изысками не обладал. Но стал культовым при жизни, а на конвейере пережил своего преемника.
Осенью 1974-го «Вольво» представила модельную линейку 200-й серии. Двухдверный седан, или, если угодно, купе 242, четырехдверный седан 244 и универсал 245.
По сути, это был глубокий рестайлинг «сотой серии» — Volvo 142, 144 и 145. Хотя изменений хватало. Новая передняя часть кузова, переработанного ради пассивной безопасности, более современный интерьер, модернизированная передняя подвеска, рейка вместо рулевого редуктора.
Задняя подвеска и силовой агрегат остались прежними. Неразрезной мост с дисковыми тормозами и четырехцилиндровый двигатель B20 с «нижним» распредвалом и чугунной головкой блока цилиндров. Вскоре, правда, появился новый двигатель — В21, с алюминиевой головкой и верхним распредвалом.
В том же году дебютирует и более мощный вариант с шестицилиндровым мотором — Volvo 264. Самые внимательные, наверное, уже заметили, что цифры в индексах Volvo тех лет говорящие. Первая — обозначение модельной серии, вторая — количество цилиндров мотора, третья — число дверей. Жаль, что от этой удобной схемы шведы откажутся в 80-х.
Будет в линейке еще и модель 262. То есть, две двери, шесть цилиндров. В Европе ее не предлагали, только в Северной Америке.
Круг, прямоугольник или кинескоп
У 200-й серии изначально было три комплектаций: L, DL и GL. Оснащение менялось в зависимости от рынка, но некоторые опции оставались неизменными. Например, механику с повышающей передачей («овердрайв») не получить в базовой версии L. Зато в GL по умолчанию ставили гидроусилитель руля. В 1976-м появилась топовая версия GLE — там кондиционер и окраска металлизированной эмалью шли в стандарте.
Еще у L и DL фары круглые, а на версиях GL, GLE и появившейся еще чуть позже DLS — прямоугольные. На американских версиях, согласно тогдашним стандартам, вообще ставили четыре круглых фары. И это относится к машинам в дорестайлинговом исполнении.
В 1978-м представили спортивную версию 242GT мощностью 123 силы. Она не предлагалась в большинстве европейских стран, но почему-то продавалась во Франции. Круглые фары останутся только у нее. Базовые версии получат квадратные, прозванные в народе кинескопами. «Американцы» теперь щеголяли квадратными лампа-фарами.
Важнее, что изменилась технология окраски и обработки кузова — машины первых лет выпуска быстро ржавели. Вот она копеечка, вернее крона, в копилку будущей феноменальной надежности.
Хромированные овальные зеркала уступили место пластиковым. Кардинально поменялась задняя часть кузова седанов. Углы чуть сгладились, появились новые фонари, заходящие на крылья. Корма не будет сильно меняться до окончания выпуска, а вот передок обновится еще дважды. Сначала в 1980-м, когда появятся новые крылья с заходящими на них поворотниками и новые фары, и в 1984-м — тогда немного изменятся решетка и капот, а 244 и 245 переименуют в 240 и 240 Estate.
Впрочем, дизайн, как мы уже сказали, не главное в шведском вечномобиле.
👉 Другие вечные Volvo нашли на Авито Авто.
В20 — мимо, D24 — ранен, В27 — убит
Старый нижневальный В20 (81-89 сил), доставшийся от «сотки» — архаичный, но фантастически надежный — уже через пару лет уступил место новому В21 (98-107 сил, в зависимости от рынка) с алюминиевой головкой и верхним распредвалом.
Для некоторых рынков предлагали двигатели меньшего объема В19 (93-95 сил) и B17 (90 сил). Все моторы, кроме B20, относятся к семейству Volvo Redblock, и за весь период выпуска модификаций их наклепали великое множество. Как атмосферных (90-136 сил), так и турбированных (155-182 силы). Ресурс рядных «четверок» Volvo ограничивает только ответственность владельца. Двигатели беспроблемные, простые и фантастически надежные. Известны случаи пробегов за миллион километров.
В 1979-м появится первая дизельная «Вольво» — с рядным шестицилиндровым двигателем D24 (82 силы) производства… Volkswagen. Дизельные «двухсотки» легендой не стали. При относительной топливной экономичности, расходы на обслуживание съедали всю выгоду.
Ну, а топовый мотор V6 PRV (В27/В28) и вовсе заработал репутацию проблемного. При этом, какими-то выдающимися характеристиками он не отличался, уступая более надежным и популярным «турбочетверкам».
Bertone и Хонеккер — братья навек
В 1977-м на Женевском автосалоне представили Volvo 262С от Bertone. Более низкая, чем у заводских машин, линия крыши (которая, кстати, была обтянута винилом) и больший наклон лобового стекла делали машину похожей на американские купе той поры. Первое время модель предлагали только в серебристом цвете, но чуть позже гамму расширили.
Собирали купе не в Швеции, а в итальянском Турине. Там же на мощностях ателье Bertone делали и удлиненную версию 264ТЕ (Top Executive). «Голые» кузова отправлялись из Швеции в Грульяско для удлинения, усиления, покраски и сборки. Так в Италии седан превращался в 7-местный стрейч с увеличенной до 3430 мм колесной базой.
Топовая 264TE на 70 см длиннее стандартного седана. Машину предлагали в исполнении со светло-голубым, велюровым или серым кожаным салоном. Стрейч-седаны служили при дворе короля Швеции и… в гараже генсека ГДР. Да, Карл XVI Густав и Эрик Хонеккер ездили на одинаковых машинах.
Специально для товарища Хонеккера шведское ателье Yngve Nilssons Karosserie Fabrik из города Лахольм построило два парадных ландоле — лимузин с мягким верхом над задним рядом сидений.
Актер, рок-звезда, бизнесмен
Что общего у Курта Кобейна, Адама Севиджа из «Разрушителей мифов», Оззи Осборна и основателя IKEA Ингвара Кампрада? Они в свое время ездили на Volvo семейства 200.
C годами у этого автомобиля появилась репутация вещи, которую невозможно вывести из строя. В этой машине в принципе нет ничего, способного ее обездвижить. Исключение, пожалуй, шестицилиндровый мотор PRV и фольксвагеновский дизель D24. Именно машины с этими агрегатами встречаются в состоянии «не на ходу».
Бензиновые рядные двигатели максимально простые и неприхотливые. Только вовремя меняйте ремень ГРМ. Коробки также не доставляют проблем. Исключение М46 с «овердрайвом», то есть, повышающей передачей, которая включается кнопкой на рычаге КПП. С годами «умирают» соленоиды, которые при нажатии кнопки переключают передачу, и КПП становится обычной четырехступенчатой.
Подвеска — простейшая, а задняя, так вообще примитивная. По сути, мост с двумя пружинами и продольными рычагами, почти как у «Жигулей». Рулевая рейка на большинстве машин без гидроусилителя, а значит, он не сломается. В этом принцип классических машин и «Вольво», в частности: чем проще, тем надежнее.
Последний настоящий или…
Адепты «Вольво» часто спорят — какой автомобиль марки можно назвать последним настоящим? Одни называют 240-й. Другие считают последней трушной модель 740, или даже первый переднеприводный Volvo 850. Третьи записывают в легенды более свежую XC70, причем, все три поколения. Где истина?
Важно помнить: «Два-сорок» — отличный пример того, как работает так называемое «Проклятие надежной машины». Чем автомобиль беспроблемнее и нетребовательнее, тем меньше времени уделяется его техобслуживанию. Если ничего не ломается — зачем капот открывать?
Такова судьба культовых иномарок 1980-1990-х. Часто продавать такую машину начинали только тогда, когда она почти утратила способность перемещаться самостоятельно.
Именно поэтому, несмотря на феноменальную надежность, достойных «двестисороковых» в продаже не так много. На Авито Авто предлагается всего их три десятка машин. Хотя общий тираж модели перевалил за 2,8 млн автомобилей.
Справедливости ради — достойные экземпляры тоже встречаются. Цены? Как повезет. Приличный экземпляр можно найти и за 250 тысяч, и в четыре раза дороже. Самые дорогие — двухдверки 242, самые востребованные — универсалы, самые проблемные — машины с дизелем VW D24.
Мы бы рекомендовали поискать бензиновую машину с четырехцилиндровым мотором, в состоянии, близком к оригинальному — без колхоза и тюнинга. При должном уходе и обслуживании, «Вольво-240» — все еще вечный автомобиль.
👉 Оставили тут классические автомобили 70-80-х гг., которые есть на Авито Авто.
Текст: Павел Шило