Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Скандинавский кирпич: как в Швеции случайно изобрели вечный автомобиль

Оглавление

Volvo 240. Фото: Volvo
Volvo 240. Фото: Volvo

Один автомобиль на всю жизнь? Такое вполне можно было представить в советские годы. Но в Швеции придумали кое-что поинтереснее. Volvo 240 оказался таким надежным, что его владельцы не хотели его продавать. И этим очень напугали весь автопром.

Без запланированного старения

В середине 1970-х инженеры шведской Volvo придумали свой эликсир вечной жизни — Volvo 240, или просто автомобиль навсегда. Внешне он напоминал кирпич. Инженерными изысками не обладал. Но стал культовым при жизни, а на конвейере пережил своего преемника.

Осенью 1974-го «Вольво» представила модельную линейку 200-й серии. Двухдверный седан, или, если угодно, купе 242, четырехдверный седан 244 и универсал 245.

Volvo 244 GL, 1975–77. Фото: Volvo
Volvo 244 GL, 1975–77. Фото: Volvo

По сути, это был глубокий рестайлинг «сотой серии» — Volvo 142, 144 и 145. Хотя изменений хватало. Новая передняя часть кузова, переработанного ради пассивной безопасности, более современный интерьер, модернизированная передняя подвеска, рейка вместо рулевого редуктора.
Задняя подвеска и силовой агрегат остались прежними. Неразрезной мост с дисковыми тормозами и четырехцилиндровый двигатель B20 с «нижним» распредвалом и чугунной головкой блока цилиндров. Вскоре, правда, появился новый двигатель — В21, с алюминиевой головкой и верхним распредвалом.

В том же году дебютирует и более мощный вариант с шестицилиндровым мотором — Volvo 264. Самые внимательные, наверное, уже заметили, что цифры в индексах Volvo тех лет говорящие. Первая — обозначение модельной серии, вторая — количество цилиндров мотора, третья — число дверей. Жаль, что от этой удобной схемы шведы откажутся в 80-х.

Будет в линейке еще и модель 262. То есть, две двери, шесть цилиндров. В Европе ее не предлагали, только в Северной Америке.

Круг, прямоугольник или кинескоп

У 200-й серии изначально было три комплектаций: L, DL и GL. Оснащение менялось в зависимости от рынка, но некоторые опции оставались неизменными. Например, механику с повышающей передачей («овердрайв») не получить в базовой версии L. Зато в GL по умолчанию ставили гидроусилитель руля. В 1976-м появилась топовая версия GLE — там кондиционер и окраска металлизированной эмалью шли в стандарте.

Volvo 240 GL Kombi. Фото: Volvo
Volvo 240 GL Kombi. Фото: Volvo

Еще у L и DL фары круглые, а на версиях GL, GLE и появившейся еще чуть позже DLS — прямоугольные. На американских версиях, согласно тогдашним стандартам, вообще ставили четыре круглых фары. И это относится к машинам в дорестайлинговом исполнении.

В 1978-м представили спортивную версию 242GT мощностью 123 силы. Она не предлагалась в большинстве европейских стран, но почему-то продавалась во Франции. Круглые фары останутся только у нее. Базовые версии получат квадратные, прозванные в народе кинескопами. «Американцы» теперь щеголяли квадратными лампа-фарами.

Важнее, что изменилась технология окраски и обработки кузова — машины первых лет выпуска быстро ржавели. Вот она копеечка, вернее крона, в копилку будущей феноменальной надежности.

Volvo 240 GL, 1984–93. Фото: Volvo
Volvo 240 GL, 1984–93. Фото: Volvo

Хромированные овальные зеркала уступили место пластиковым. Кардинально поменялась задняя часть кузова седанов. Углы чуть сгладились, появились новые фонари, заходящие на крылья. Корма не будет сильно меняться до окончания выпуска, а вот передок обновится еще дважды. Сначала в 1980-м, когда появятся новые крылья с заходящими на них поворотниками и новые фары, и в 1984-м — тогда немного изменятся решетка и капот, а 244 и 245 переименуют в 240 и 240 Estate.

Впрочем, дизайн, как мы уже сказали, не главное в шведском вечномобиле.

👉 Другие вечные Volvo нашли на Авито Авто.

В20 — мимо, D24 — ранен, В27 — убит

Старый нижневальный В20 (81-89 сил), доставшийся от «сотки» — архаичный, но фантастически надежный — уже через пару лет уступил место новому В21 (98-107 сил, в зависимости от рынка) с алюминиевой головкой и верхним распредвалом.

Для некоторых рынков предлагали двигатели меньшего объема В19 (93-95 сил) и B17 (90 сил). Все моторы, кроме B20, относятся к семейству Volvo Redblock, и за весь период выпуска модификаций их наклепали великое множество. Как атмосферных (90-136 сил), так и турбированных (155-182 силы). Ресурс рядных «четверок» Volvo ограничивает только ответственность владельца. Двигатели беспроблемные, простые и фантастически надежные. Известны случаи пробегов за миллион километров.

В 1979-м появится первая дизельная «Вольво» — с рядным шестицилиндровым двигателем D24 (82 силы) производства… Volkswagen. Дизельные «двухсотки» легендой не стали. При относительной топливной экономичности, расходы на обслуживание съедали всю выгоду.

Ну, а топовый мотор V6 PRV (В27/В28) и вовсе заработал репутацию проблемного. При этом, какими-то выдающимися характеристиками он не отличался, уступая более надежным и популярным «турбочетверкам».

Bertone и Хонеккер — братья навек

В 1977-м на Женевском автосалоне представили Volvo 262С от Bertone. Более низкая, чем у заводских машин, линия крыши (которая, кстати, была обтянута винилом) и больший наклон лобового стекла делали машину похожей на американские купе той поры. Первое время модель предлагали только в серебристом цвете, но чуть позже гамму расширили.

Volvo 262 C дизайн Bertone. Фото: Volvo
Volvo 262 C дизайн Bertone. Фото: Volvo

Собирали купе не в Швеции, а в итальянском Турине. Там же на мощностях ателье Bertone делали и удлиненную версию 264ТЕ (Top Executive). «Голые» кузова отправлялись из Швеции в Грульяско для удлинения, усиления, покраски и сборки. Так в Италии седан превращался в 7-местный стрейч с увеличенной до 3430 мм колесной базой.

Топовая 264TE на 70 см длиннее стандартного седана. Машину предлагали в исполнении со светло-голубым, велюровым или серым кожаным салоном. Стрейч-седаны служили при дворе короля Швеции и… в гараже генсека ГДР. Да, Карл XVI Густав и Эрик Хонеккер ездили на одинаковых машинах.

Volvo 264 TE. Фото: Volvo
Volvo 264 TE. Фото: Volvo

Специально для товарища Хонеккера шведское ателье Yngve Nilssons Karosserie Fabrik из города Лахольм построило два парадных ландоле — лимузин с мягким верхом над задним рядом сидений.

Актер, рок-звезда, бизнесмен

Что общего у Курта Кобейна, Адама Севиджа из «Разрушителей мифов», Оззи Осборна и основателя IKEA Ингвара Кампрада? Они в свое время ездили на Volvo семейства 200.

C годами у этого автомобиля появилась репутация вещи, которую невозможно вывести из строя. В этой машине в принципе нет ничего, способного ее обездвижить. Исключение, пожалуй, шестицилиндровый мотор PRV и фольксвагеновский дизель D24. Именно машины с этими агрегатами встречаются в состоянии «не на ходу».

Бензиновые рядные двигатели максимально простые и неприхотливые. Только вовремя меняйте ремень ГРМ. Коробки также не доставляют проблем. Исключение М46 с «овердрайвом», то есть, повышающей передачей, которая включается кнопкой на рычаге КПП. С годами «умирают» соленоиды, которые при нажатии кнопки переключают передачу, и КПП становится обычной четырехступенчатой.

Volvo 240. Фото: Volvo
Volvo 240. Фото: Volvo

Подвеска — простейшая, а задняя, так вообще примитивная. По сути, мост с двумя пружинами и продольными рычагами, почти как у «Жигулей». Рулевая рейка на большинстве машин без гидроусилителя, а значит, он не сломается. В этом принцип классических машин и «Вольво», в частности: чем проще, тем надежнее.

Последний настоящий или…

Адепты «Вольво» часто спорят — какой автомобиль марки можно назвать последним настоящим? Одни называют 240-й. Другие считают последней трушной модель 740, или даже первый переднеприводный Volvo 850. Третьи записывают в легенды более свежую XC70, причем, все три поколения. Где истина?

Важно помнить: «Два-сорок» — отличный пример того, как работает так называемое «Проклятие надежной машины». Чем автомобиль беспроблемнее и нетребовательнее, тем меньше времени уделяется его техобслуживанию. Если ничего не ломается — зачем капот открывать?

Такова судьба культовых иномарок 1980-1990-х. Часто продавать такую машину начинали только тогда, когда она почти утратила способность перемещаться самостоятельно.

Volvo 244,1980. Фото: Volvo
Volvo 244,1980. Фото: Volvo

Именно поэтому, несмотря на феноменальную надежность, достойных «двестисороковых» в продаже не так много. На Авито Авто предлагается всего их три десятка машин. Хотя общий тираж модели перевалил за 2,8 млн автомобилей.

Справедливости ради — достойные экземпляры тоже встречаются. Цены? Как повезет. Приличный экземпляр можно найти и за 250 тысяч, и в четыре раза дороже. Самые дорогие — двухдверки 242, самые востребованные — универсалы, самые проблемные — машины с дизелем VW D24.

Мы бы рекомендовали поискать бензиновую машину с четырехцилиндровым мотором, в состоянии, близком к оригинальному — без колхоза и тюнинга. При должном уходе и обслуживании, «Вольво-240» — все еще вечный автомобиль.

👉 Оставили тут классические автомобили 70-80-х гг., которые есть на Авито Авто.

Текст: Павел Шило