Известный кинорежиссёр Юрий Кара ушёл из жизни 16 июля 2025 года, ему было 70 лет. Печальная новость стала известна сегодня. Причиной смерти стал инфаркт, который произошёл прямо у него дома в Ялте. Точная дата прощания и похорон пока не объявлена, хотя некоторая информация уже имеется.
Становление гения
Юрий Викторович за свою жизнь успел многое. Он окончил Московский институт стали и сплавов (ныне МИСиС) , где изучал физико-химические науки. Затем поступил во ВГИК, где учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вступил в КПСС и снял множество фильмов, многие из которых стали культовыми.
Его карьера началась с блестящей дипломной работы. Культовый фильм «Завтра была война» 1987 года, снятый в стилистике 1930-х годов, произвёл настоящий фурор и принёс ему широкую известность. В 1988 году его картина «Воры в законе» получила престижную одесскую награду «Золотой Дюк», названную в честь Дюка де Ришелье. В 1990 году вышел фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», который также обрёл статус культового. Но наибольшую известность принесла экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», которую Кара снимал с 1993 по 1995 год. Эту картину не выпустили в широкий прока т, однако сейчас она имеет миллиарды просмотров в сети. Рассказываем подробнее об этом «проклятом» фильме.
Роман «Мастер и Маргарита»
За право экранизировать роман «Мастер и Маргарита» боролись сразу три известных режиссёра.
Первая публикация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» представляла собой цензурированную версию, которая вышла в двух номерах журнала «Москва» в конце 1966 — начале 1967 года. Полная, нецензурированная версия романа стала доступна только в 1973 году. Спустя примерно 15 лет после этого впервые заговорили об экранизации. В конце 1980-х годов на этот проект претендовали два выдающихся режиссёра: Эльдар Рязанов и Элем Климов. Элем Германович даже получил государственное финансирование для проекта , поскольку в то время он занимал пост первого секретаря Союза кинематографистов.
Однако в 1987 году в стране легализовали кооперативы, а в 1988 году им разрешили заниматься практически любыми видами деятельности. Бизнесмен Владимир Скорый, который был другом Юрия Кары, предложил ему снять фильм, выступив при этом в роли продюсера. По странному стечению обстоятельств, финансирование проекта Климова было немедленно прекращено. После этого Элем Германович начал систематически критиковать Кару, что привело к серьёзному конфликту между режиссёром и продюсером. Именно с этого момента и начались все проблемы с созданием фильма.
Во время съёмок на площадке постоянно происходили различные мистические события.
Пока снимали «Мастера и Маргариту», произошло несколько необъяснимых событий. Например, в июле в Крыму, где проходили съёмки, внезапно выпал снег, повредив дорогостоящие декорации. В итоге сцены, изображающие Ершалаим, пришлось снимать в Иерусалиме, где он и должен был быть изначально. Ещё до начала работы над экранизацией режиссёр театра «Эрмитаж» Михаил Левитин предупреждал Кару не браться за этот проект, рассказывая, что в их театре прорвало трубу во время репетиции спектакля по Булгакову. После этого разговора трубу прорвало уже дома у самого Кары. Тогда он решил пригласить священника. Ассистентка по ошибке позвала раввина , который отказался изгонять «шедим». Со второй попытки пришёл православный священник и освятил съёмочную камеру. Однако потом это устройство сдали в прокат, откуда его вернули уже неосвящённым. Новая камера постоянно ломалась. Кроме того, постоянно забывалась плёнка, исчезали операторы, а шестеро членов съёмочной группы не дожили до премьеры.
Как только Юрий Кара завершил работу над фильмом, произошла крупная ссора с Владимиром Скорым. Это случилось в 1995 году, когда картина прошла финальный монтаж. Скорый, уже под влиянием Элема Климова, заявил, что окончательный монтаж выполнен плохо и непрофессионально. Юрий Кара отказался переделывать работу, так как это не позволяла его режиссёрская честь. Оглушительный успех трёх предыдущих фильмов Кары не убедил продюсера. В результате мужчины начали судебные разбирательства.
Судебные тяжбы и ссоры
Судебные тяжбы и ссоры вокруг фильма «Мастер и Маргарита» продолжались вплоть до начала съёмок одноимённого сериала.
Юрий Кара инициировал судебное разбирательство, стремясь получить права на своё творение. Однако Владимир Скорый выиграл суд, поскольку именно он финансировал создание фильма. Каре было сделано лишь одно «послабление» — ему полагалась 240-минутная режиссёрская версия фильма. Но Скорый каким-то странным образом «потерял» её, и Юрий Кара был окончательно отстранён от результатов своего труда. Тем не менее , в интернете можно найти версию фильма продолжительностью 194 минуты. А после 1995 года у Михаила Булгакова появился единственный наследник. Внук третьей жены писателя, Сергей Шиловский, потребовал миллион долларов за показ фильма. Выпустить «Мастера и Маргариту» в прокат было невозможно, пока эта проблема не была решена.
В итоге, тяжбы затянулись до 2003–2004 годов. Когда «разборка» закончилась, в продакшен уже вышел сериал Владимира Бортко. После 2005 года фильмом Юрия Кары уже никто не хотел заниматься. Премьера, тем не менее, всё же состоялась спустя годы после съёмок. В 2006 году на XXVIII Московском международном кинофестивале показали сокращённую версию продолжительностью 123 минуты. А в широкий прокат лента вышла 7 апреля 2011 года, спустя 16–17 лет после съёмок и монтажа. Критики назвали бы фильм провалом: бюджет картины составил 15 миллионов долларов, а кассовые сборы — всего 2 миллиона.
В фильме Юрия Кары снимался сильнейший актёрский состав. Вдвойне жаль, что это был такой провал.
Юрий Кара собрал для своего фильма по-настоящему сильный актёрский состав. Валентин Гафт в роли Воланда запомнился всем — он придал картине атмосферу доброй сказки благодаря ассоциации с фильмом «Чародеи» 1982 года, что отличалось от «обыденного зла», изображённого Олегом Басилашвили. Кстати , в сериале Гафт сыграл первосвященника Каиафу. Мастером в фильме стал Виктор Раков, а Маргариту сыграла Анастасия Вертинская, дочь родоначальника городского романса Александра Вертинского. Роль Иешуа исполнил Николай Бурляев, а Пилата — Михаил Ульянов. Сергей Гармаш стал поэтом Бездомным, а роль Коровьева досталась Александру Филиппенко, который позже в сериале сыграл Азазелло. Воспоминания актёров о съёмках сильно разнятся.
Валентину Гафту всё понравилось, он с теплотой вспоминал этот фильм. В нулевые его даже порадовали на Чистых прудах: на прогулке неизвестный вручил Воланду-Каиафе диск с фильмом. Анастасия Вертинская вспоминает о фильме с грустью, потому что слишком много было скандалов. Александр Абдулов, друг Владимира Скорого, говорил, что фильм 1994 года был непрофессиональным. А Филиппенко получил роль Азазелло только благодаря картине Кары.
Тот факт, что съёмки «Мастера и Маргариты» прошли в ореоле мистики, неудивителен. Мистика окружала и сам роман, и его экранизации. И к Владимиру Бортко на Патриарших подходил незнакомец и говорил: «У тебя ничего не получится!» Но то, что случилось уже после съёмок фильма, — настоящая трагедия. Юрий Кара называл это случаем «продюсерского произвола». К сожалению, 14 июля 2025 года скончался режиссёр Александр Митта, подаривший нам такие шедевры, как «Таёжный роман» и «Экипаж». В дань уважения маэстро Life.ru вспомнил лучшие работы режиссёра.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"