Найти в Дзене

Тайны графитовой ветки: что скрывает Рублёво-Архангельская линия и зачем СберСити мчится опередить график?

Оглавление

Вступление

Когда-нибудь задумывались, почему на перспективных схемах Московского метро уже несколько лет красуется серо-графитовая линия под номером 17, а поездов на ней всё нет? Неужели стройка снова застыла? Или под тихим рыком тоннелепроходческого щита «Александра» таится совсем другая интрига — выход метро к «умному» городу будущего? Давайте разгадывать вместе.

1. Загадка, тянущаяся полвека

Ещё в 1970-х инженеры мечтали довести Филёвскую ветку до подмосковного Рублёво-Архангельского. Потом проект перекраивали столько раз, что успели смениться эпохи. Лишь в 2021-м "графитовая" окончательно получила статус 17 линии Московского метрополитена. Её длина — 27,6 км, 12 станций и глубина до 25 метров под руслом Москвы-реки.(Википедия)

Но и здесь не обошлось без ребусов. Знаете ли вы, что будущая станция «Серебряный бор» раньше носила рабочее имя «Живописная»? При том, что станция располагается на Живописной улице, а до Серебряного Бора от неё отделяет река. Почему переименовали — до сих пор спорят историки метро.(Википедия)

2. Щит «Александра» выходит на арену

Фото 1 и 2: огромный цилиндр диаметром шесть метров затаился на дне котлована станции «Рублёво-Архангельское». Это тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) «Александра». 16 июля 2025 года он взял курс на «Ильинскую» и должен прогрызть 2,5 км породы, местами — прямо под руслом реки.

📷 1.1:
📷 1.1:
📷 1.2:
📷 1.2:

Фото 3 и 4: за корпусом щита тянутся технологические тележки — целый подземный завод: бетон, кабели, вентиляция, даже фильм бы здесь снять можно.

📷 1.3:
📷 1.3:
📷 1.4:
📷 1.4:

Фото 5: сердце щита, его роторная часть.

📷 1.5:
📷 1.5:

Инженеры предусмотрели «ложе» для второго щита «София» — та стартует осенью и пойдёт параллельным правым тоннелем.

3. Пультовая: мозг операции

Фото 6 и 7: внутри узкого вагончика — бликующие мониторы, джойстики и рации. Мэр Москвы Сергей Собянин, застегнув чёрную куртку, запускает «Александру» одним нажатием тач-скрина. Рядом — представители компании "Ингеоком", отвечающие за строительство и проходку.

📷 1.6:
📷 1.6:
📷 1.7:
📷 1.7:

4. СберСити: город-голливуд на берегу Москвы-реки

Фото 8: на балконе зеркального небоскрёба двое спорят, где пройдёт вестибюль метро. Слева — Греф в лазурном пиджаке, справа — Собянин, с каской в руке.

«Линия улучшит транспортную доступность более миллиона москвичей и жителей Подмосковья», — подчёркивает Собянин.
«Мы продаём квартиры опережающими темпами — люди верят в метро», — парирует Греф.
📷 1.8:
📷 1.8:

Под ними кипит стройка: экскаваторы Hitachi углубляют котлован (см. Фото 9), арматурщики приступили к формированию "скелета" основных конструкций будущей стал станции, а видеоблогеры и фотографы судорожно бегают по площадке в поисках лучших ракурсов.

📷 1.9:
📷 1.9:

СберСити позиционируют как первый в мире деловой квартал, построенный по «зелёным» стандартам, с умными домами и нейросетевым управлением инженерией. Метро должно стать его «зелёной» кровеносной системой.

5. Ошибки, о которых мало кто знает

  • Станционный ребрендинг. «Живописную» переименовали в «Серебряный бор», чтобы избежать путаницы с одноимённым путепроводом.
  • Глубина недоказуемой метки. В ранней документации фигурировала отметка 30 м под руслом — позже пересчитали: 25 м тоже достаточно.
  • Цвет линии. Изначально планировали небесно-голубой, но в последние минуты выбрали «graphite grey», чтобы избежать слияния с Филёвской веткой.(Википедия)
  • Закрытый «Деловой центр». Станцию открыли в 2018-м в составе БКЛ, закрыли в 2024-м и откроют заново уже в составе Рублёво-Архангельской линии.

6. Как это строят прямо сейчас

  • 25 м под водой. На самом глубоком участке щиту придётся работать «вслепую»: грунт насыщен водой, поэтому давление внутри камеры повышают, а грунтовые воды замораживают жидким азотом.
  • Цифровой двойник. Инженеры создали VR-копию будущей линии. Любое отклонение щита фиксируется датчиком и тут же корректируется алгоритмом.
  • Ночной вывоз породы. Чтобы не загружать дорогую Рублёвку днём, 80 % грунта вывозят после полуночи к старому карьеру за МКАД.

7. Что получим к 2027-му?

По расчётам Москомтранса, в первый год графитовой веткой будут пользоваться 170 тыс. пассажиров в сутки, а к 2030-му — четверть миллиона. Она разгрузит Филёвскую, Арбатско-Покровскую и БКЛ, а заодно откроет прямую дорогу из «Москва-Сити» в новый Рублёво-Архангельский район.

Все восемь станций первого пускового комплекса — «Звенигородская», «Народное ополчение», «Бульвар Генерала Карбышева», «Серебряный бор», «Строгино», «Липовая роща», «Рублёво-Архангельское» и «Ильинская» — обещают сдать одномоментно.(Мперспектива)

Финальный аккорд

А теперь вопрос к вам: готовы ли вы проехать под руслом Москвы-реки на глубине, о которой раньше говорили лишь строители БАМа? Или думаете, что линия снова столкнётся с неожиданной «паузой»? Делитесь версиями в комментариях!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые загадки московского подземелья — впереди ещё больше тайн и неожиданных фактов!

------------------------------------------------------------------------------------

Тем, кому интересна тема Рублёво-Архангельской линии, рекомендуем подборку:

Рублёво-Архангельская линия | РМТМ | Развитие Метрополитена и Транспорта Москвы | Дзен

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники: Мэр Москвы Сергей Собянин, интернет ресурсы.

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!