Стать предпринимателем — вообще не проблема.
А вот найти нишу для бизнеса гораздо сложнее, тем более что искать её можно совершенно по-разному.
Например, выбирать сердцем и превратить хобби в бизнес. Или умом — найти, что поперспективнее, всё просчитать и дерзать. А ещё есть старая добрая эволюция: из наёмного работника — в предпринимателя.
В общем, вариантов масса — пойди разберись. Мы расскажем всё, что нужно знать о нише и как её выбрать.
Заявка на "Госуслугах", визит в налоговую — и вот ты уже новоиспечённый бизнесмен.
Банки тут же узнают, что ещё один предприниматель пришёл в мир, и дерутся за тебя. Ты выбираешь победителя — и всё: теперь ты официально готов зарабатывать на хлеб с маслом. Ну или на хрен с маслом — как пойдёт.
Тут и начинаются сложные вопросики: куда ты направишь свои таланты? Пришло время включить то самое предпринимательское мышление и определиться с нишей.
Вообще, что такое эта ниша?
Ниша — это небольшой сегмент рынка с ограниченными спросом и предложением. В ней всегда есть индивидуальный запрос от небольших групп покупателей. Это «рыбное место», где ты обгонишь конкурентов и наловишь клиентов.
Возьмём, например, любимый всеми YouTube. Здесь миллиарды зрителей ищут видео на самые разные темы. Производство YouTube-ных роликов — это сегмент рынка. А вот ролики о бизнесе — это ниша.
Правильно выбранная ниша — это клад для предпринимателя. В первую очередь, в хорошей нише есть большой спрос. Тебе просто необходимо, чтобы твой продукт разлетался как те самые горячие пирожки. И разлетался дороже, чем достаётся тебе.
Без маржинальности — никуда. Жить будет значительно комфортнее, если после оплаты всех издержек и налогов останутся деньги на поездку в Геленджик.
Ещё важно, чтобы конкуренты позволили втиснуться в рынок. Например, они покрывают не весь спрос или настолько ленивы, что поначалу не заметят нового игрока. А потом тебя будет уже не остановить.
Нужна и стабильность — хотя бы на пару-тройку лет. Продажа ёлок или тюльпанов в ночь на 8 марта — дело, конечно, прибыльное. Но такой аттракцион невиданного спроса случается раз в год.
Если ниша мечты не видна
Бывает такое, что ты поводил головой налево и направо — но ниша мечты на горизонте не маячит. А ты жить не можешь без собственного дела? Дальше будет инструкция специально для тебя.
Есть три пути. Все они ведут к успеху и богатству. Но не всех — а самых упрямых.
1. Эволюция из сотрудника
Первый путь — поступить по заветам дедушки Дарвина и эволюционировать из классного сотрудника в предпринимателя. Сначала не очень классного, а дальше — как пойдёт.
Этот путь для тебя, если ты понимаешь, что работать «на дядю» больше не вариант. Даже если «дядя» — тётя.
Ты слушаешь мотивационного спикера на YouTube, читаешь Атлант расправил плечи и осознаёшь, что всё можешь сам. Ты знаешь этот рынок как облупленный. Поставщики и партнёры — что братья родные. Ты легко соберёшь базу клиентов.
Тебе знакомы конкуренты, их сильные стороны, и главное — ты видишь, где они лажают.
Выбирай родное болото и используй знания как стартовый капитал.
2. Следуй за сердцем
Бывает, что прошлую работу хочется забыть как страшный сон. Трудовую сжечь, а пепел развеять в корпоративной курилке. Тогда присмотрись ко второму пути — и выбирай сердцем.
Например, каждый день в офисе ты мечтаешь, как на выходных будешь работать с деревом. Это повод прислушаться к себе. Может ли это стать делом всей твоей жизни до гробовой доски, ну или хотя бы на пару лет.
Если ответ «да» — садись и пиши бизнес-план. Считай, проектируй, продумывай. Но не забудь про все эти скучные штуки: спрос и маржинальность. Если их не учесть — у тебя будет много опилок, но не денег.
Не игнорируй тот факт, что теперь деревянные изделия — это не просто «хобби», а заработок. Так что придётся заниматься неприятными вещами — например, снижать затраты на производство и экономить на материалах.
3. Выбор умом
Если ты не хочешь лишать себя отдушины и сжигать свои любимые деревяшки в огне бизнес-метрик — тогда тебе по третьей дорожке.
Здесь выбирать предстоит умом. Нужно сначала понять, что принесёт деньги, а потом взяться за изучение предмета.
Несколько советов специально для тебя:
Найди ниши с выгодными условиями для старта
Есть производители, которые отдают товар за низкую цену. Как правило они из Китая.
Или поблизости бродят исполнители, которые хорошо работают, но плохо организовываются — это могут быть клинеры, мастера маникюра и пр. Они сидят без клиентов и ждут, когда ты их спасёшь.
Есть франшизы с хорошими условиями и спросом, но нет толкового франчайзи в твоём регионе.
Обязательно проверь спрос
Используй Wordstat — посмотри, как часто ищут услугу. Добавляй к запросу слова типа: цена, купить, заказать — иначе нарвёшься на праздных любопытствующих.
Изучи конкурентов
Погугли потенциальных соперников — заранее подготовься к битве за клиента. Где они лажают: Сайт плохой? Отзывы ужасные? Прекрасно! Радуйся и делай лучше.
Узнай у специалистов, сколько будет стоить подвинуть конкурентов в поисковой выдаче.
А может, бороться с ними вообще бессмысленно? Тогда торгуй не через свой сайт, а через маркетплейсы.
И наконец — трезво оцени план
- Будет ли конкурентна цена при высокой наценке?
- Можно ли попасть в топ поиска не продав ювелирку которая досталась от прабабушки?
- Нужен ли бизнес по пошиву шорт, если ты живёшь за полярным кругом?
Если выясняется, что не нужен — возвращайся к первому пункту. Повторяй все шаги снова.
Иногда звёзды сходятся
Иногда бывает, как в сказке: все три пути сходятся.
- У тебя уже есть опыт работы в найме.
- Ниша открывает перспективы.
- Ты любишь то, чем занимаешься.
Бинго! Поздравляю — ты вытянул счастливый билет.
Тебя сейчас ненавидят сотни предпринимателей, которые мучительно ищут ту самую нишу. Но тебе на них наплевать — ведь ты уже несёшься навстречу прибыльному делу и собственному офису (или подвалу хрущёвки).
Финал
Вот мы и прошли по всем трём дорожкам, которые ведут к великому сокровищу — правильной нише.
Не будем врать: приключения только начинаются. Впереди тебя ждёт много взлётов и падений. Но ко всему нужно подходить с умом, чтобы твоя бизнес-история была сказкой со счастливым концом, а не хоррором с возрастным ограничением.