Найти в Дзене
Всеволод Алипов

Жестокая сказка

Жестокая сказка

Об «Алисе в стране чудес» с точки зрения психоанализа

Как я уже писал, сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и её продолжение «Алиса в Зазеркалье» стали феноменом не только в мире литературы, но и в мире психологии. Существует даже синдром Алисы в Стране чудес: подверженный ему человек воспринимает своё тело бóльшим или меньшим, чем оно есть на самом деле.

Но что, если рассмотреть с точки зрения психоанализа личность самого Кэрролла, которую он мог подсознательно выразить в своих произведениях? Такую попытку сделал австрийский психотерапевт, сотрудник Медицинского колледжа Нью-Йоркского университета Пауль Шильдер в статье 1938 года «Психоаналитический комментарий “Алисы в стране чудес” и Льюиса Кэрролла».

Шильдер начинает с того, что жизнь Чарльза Доджсона (настоящее имя Кэрролла) сложно назвать насыщенной событиями. Он вырос в религиозной семье, его родители приходились друг другу родственниками. Всего у них было одиннадцать детей, восемь девочек и три мальчика, а Кэрролл был самым старшим из них. Его домашними питомцами были лягушки и улитки.

В возрасте восемнадцати лет он был зачислен в колледж при Оксфордском университете, где изучал математику и принял духовный сан диакона. Всю жизнь он был очень религиозен, но проповедовал редко — возможно, из-за заикания.

У Кэррола не было друзей среди взрослых, он предпочитал находиться в компании маленьких девочек. Одной из них, семилетней Алисе Лиддель, он и посвятил свои сказки. Когда девочки взрослели, он вёл с ними переписку. Его дневники не содержат никаких свидетельств о том, что у него был эротический интерес к этим девочкам.

Главное, что, по мнению доктора Шильдера, выражают сказки об Алисе — огромное чувство тревоги. Героиня всё время находится в растерянности: не может подобрать нужные слова, найти дорогу или даже вспомнить собственное имя. Её тело претерпевает постоянные изменения и становится либо слишком большим, либо слишком маленьким. Животные и существа, которые встречаются на пути Алисы, всё время с ней спорят или угрожают. Подобные тревожные сновидения бывают у людей, которые подавляют свои желания и находятся в постоянной фрустрации.

В сказках Кэрролла пространство и время крайне неустойчивы. Гравитация работает нестабильно, лево и право меняются местами, стрелки часов могут идти вспять. Слова не используются в своих привычных значениях, а персонажи то и дело могут просто испариться. Такая дезориентация может свидетельствовать о колебаниях между гетеро- и гомосексуальными наклонностями.

В сказочном мире Кэрролла есть место для чего угодно, кроме любви. Короли и королевы — жестокие фигуры, которые, вероятно, воплощают отца и мать писателя. В многодетной семье ребёнок зачастую обделён любовью со стороны родителей и пытается получить её от сестёр и братьев. Примечательно, что Алиса рассказывает о своих приключениях не матери, а сестре.

Также возможно, что Кэрролл, чувствуя себя неспособным получить любовь в качестве старшего ребёнка, пытался занять место своей матери или одной из сестёр. Известно, что у писателя вызывали отвращение артисты, которые исполняли женские роли. В нём могли одновременно сосуществовать как стремление к женской пассивности, так и протест против неё. А в тяге писателя к маленьким девочкам выражались как желание инцестуальных связей с собственными сёстрами, так и его самоидентификация в качестве одной из них.

Доктор Шильдер приходит к грустному выводу: вероятно, детям вообще не стоит читать «Алису». Нет гарантии, что ребёнок сможет собрать хоть что-то воедино в разрушающемся мире Кэрролла. Без помощи взрослых ему будет трудно снова вернуться в мир, в котором есть привычные время, пространство, слова и любовь.

Так это или нет, решайте сами. Могу только добавить ещё один невесёлый вывод. Задумайтесь о том, сколько волшебных сказок создали искалеченные души.

#ВА_Литература