«Осталось немного» — примерно так можно описать то, что сейчас происходит в российских автосалонах. Глава Российской ассоциации автомобильных дилеров на днях прямо сказал: до конца 2025 года треть дилеров может закрыться. И это не эмоциональная гипербола. Это — вполне реальный прогноз.
Причём ситуация настолько тревожная, что даже скидки в 400, 700 и даже 900 тысяч рублей не оживляют рынок. Машины стоят на площадках, покупатели ходят, но сделок — всё меньше. Продажи не тянут бизнес, а во многих случаях просто загоняют дилеров в минус.
Цифры это подтверждают. По оценкам отраслевых аналитиков, сегодня около 60% автосалонов работают с убытками. На одной проданной Lada дилеры теряют в среднем 20–30 тысяч рублей. А в случае с китайскими брендами — убыток может достигать 50–70 тысяч с каждой проданной машины. Это уже не про заработок. Это про выживание.
Кто держится — и почему?
На плаву пока остаются те, кто получает финансовую поддержку от китайских представительств. Например, Chery, Exeed, Omoda и другие бренды покрывают дилерам часть процентной ставки по автокредитам. Именно поэтому в салоне вам могут предложить кредит под 13%, даже несмотря на ключевую ставку в районе 20%. Разницу берёт на себя китайская сторона — это часть маркетинговой стратегии.
Но тут начинается другая игра. Чтобы получить бонусы от китайцев, нужно выполнить определённые планы. И вот дилеры начинают гнать объёмы в убыток, лишь бы получить обещанные выплаты. Машины продают по цене ниже закупочной. Бонусы пока позволяют балансировать на грани рентабельности. Но долго ли это продлится — никто не знает.
С рынка никто не уходит. Пока
Любопытно, что даже самые слабо продающиеся бренды вроде Kaiyi или SWM продолжают оставаться на рынке. Да, количество дилеров сокращается, но юридически они всё ещё с нами. Москвич — отдельная история. Три года проект топчется в зоне убытков, не приближаясь даже к точке безубыточности. Чтобы выйти хотя бы в ноль, нужно продавать не менее 40 тысяч машин в год, а по итогам 2024-го продали около 23 тысяч. И 2025-й обещает быть хуже.
Тем не менее бренд жив. Более того — на днях Москвич стал спонсором футбольного клуба «Спартак». Абсурд? Возможно. Но пока мэрия Москвы оказывает поддержку — завод будет существовать. На бумаге, по крайней мере.
«Так им и надо»?
Интересно, что у многих автолюбителей в комментариях наблюдается злорадство: «Так им и надо». И правда — воспоминания у народа о дилерах тёплые, но не добрые. Навязанные коврики по 300 тысяч, «страховка обязательна», допы без права отказаться, «карта помощи на дороге» в нагрузку — список приёмов для выкачивания денег длинный.
И теперь, когда салоны массово закрываются, некоторые воспринимают это как своего рода карму. Мол, раньше дилеры нас не жалели, теперь пусть получают по заслугам.
Но в этой ситуации есть важный нюанс, который многие упускают.
А что будет с гарантией?
Если закроются все официальные дилеры — кто займётся гарантийным ремонтом? ТО можно делать у знакомого мастера в гараже. Но если что-то серьёзное — без официального дилера не обойтись. Именно он оформляет обращения по гарантии, проводит диагностику, получает агрегаты с завода, списывает стоимость ремонта с импортёра. Частник — не может.
А ведь проблемы с новыми машинами — не редкость. На Весте что-то дребезжит, в Гранте течёт антифриз, у китайцев — запотевшие фары, глючащая мультимедиа, сколы до металла и коррозия на сварных швах. И всё это — на фоне рекламы «5 лет гарантии».
Если салон в вашем регионе закрылся, а ближайший — в соседней области или в Москве, то что делать? Тащить машину на эвакуаторе за 300 километров? Бросить всё ради поездки в гарантийный центр?
Вот тут и возникает понимание: дилер, каким бы он ни был, становится критически важным элементом всей системы. Особенно если речь о тех, кто работает честно, не навязывает лишнего и действительно старается выжить в текущих условиях.
Поддерживать нужно тех, кто остался?
Сегодня на рынке остаются не самые хитрые, а самые устойчивые и клиентоориентированные. Те, кто пытается как-то работать с покупателем, удерживать персонал, не срывать сроки и помогать с гарантийными случаями.
И если вы не хотите, чтобы через год осталась одна «серая» схема с неофициальными СТО, непонятной гарантией и сервисом «на коленке» — таких дилеров стоит поддерживать. Не потому что они святые. А потому что иначе без официального сервиса в стране останутся только ролики и кувалда в багажнике.
А вы как думаете? Стоит ли беспокоится о дилерах?
Оставляйте мнение в комментариях — интересно узнать, что думают настоящие автовладельцы.