Найти в Дзене

Почему падают продажи? Три главные причины и как их найти.

Чтобы построить эффективное обучение для отдела продаж, сначала нужно понять: что менеджеры делают хорошо, а что — нет. Обычно низкая эффективность вызвана тремя причинами: Главная задача менеджера по продажам (МОП) — договариваться с клиентом о предоставлении продукта/услуги на взаимовыгодных условиях. Для этого ему нужны навыки, мотивация и возможность фокусироваться именно на продажах, а не на согласованиях и бумажной работе. Разберем причины подробно: Продажи — это сочетание технологии коммуникации и искусства общения. Успешный менеджер должен: Как выявить пробелы? Диагностика: Идеально: сочетать несколько методов на большой выборке. Это даст объективные данные для построения системы обучения. Частая ситуация: менеджер умеет, но не хочет. Обычно причина — в системе мотивации. Мотивация есть, когда: Если хоть один пункт нарушен — мотивация падает. Как найти проблему? Итог: выявить зоны для корректировки системы. Еще одна причина провалов — неэффективные процессы. Бывает, менеджер мо

Чтобы построить эффективное обучение для отдела продаж, сначала нужно понять: что менеджеры делают хорошо, а что — нет.

Обычно низкая эффективность вызвана тремя причинами:

  1. Не умеют продавать.
  2. Не хотят продавать.
  3. Мешают бизнес-процессы.

Главная задача менеджера по продажам (МОП) — договариваться с клиентом о предоставлении продукта/услуги на взаимовыгодных условиях. Для этого ему нужны навыки, мотивация и возможность фокусироваться именно на продажах, а не на согласованиях и бумажной работе.

Разберем причины подробно:

  1. Не умеют продавать

Продажи — это сочетание технологии коммуникации и искусства общения. Успешный менеджер должен:

  • Знать продукт: ТТХ, ценообразование, подводные камни от владения.
  • Знать компанию: историю, позицию на рынке, конкурентов.
  • Понимать процессы: внутренние этапы работы с клиентом, сроки, работу смежных отделов.
  • Владеть техниками продаж: этапы сделки, психологические приемы (задавать вопросы, не спорить, говорить о выгодах, быть инициативным).

Как выявить пробелы? Диагностика:

  • Тестирование: на знание продукта, процессов, стандартов.
  • Интервью: открытые вопросы эксперта.
  • Деловые игры: моделирование реальных ситуаций с экспертной оценкой.
  • Прослушка звонков: массовый анализ по чек-листу.
  • Теневое сопровождение: эксперт наблюдает сделку вживую.
  • Тайный покупатель: эксперт проверяет качество коммуникации под видом клиента.

Идеально: сочетать несколько методов на большой выборке. Это даст объективные данные для построения системы обучения.

  1. Не хотят продавать

Частая ситуация: менеджер умеет, но не хочет. Обычно причина — в системе мотивации.

Мотивация есть, когда:

  • А. Менеджер верит, что может достичь цели.
  • Б. Он уверен, что получит обещанное вознаграждение.
  • В. Вознаграждение для него ценно.

Если хоть один пункт нарушен — мотивация падает.

Как найти проблему?

  1. Проанализировать текущую систему мотивации.
  2. Опросить менеджеров: верят ли они в достижимость целей, понятны ли KPI?
  3. Убедиться, что система мотивации прозрачна ( Как правило ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы получить ЗП за месяц 150 000 рублей?», дает точное понимание о прозрачности текущей системы мотивации) .
  4. Провести "анализ 180°": сравнить, за что, по мнению менеджера, ему платят, и за что, по мнению руководителя, платят ему.

Итог: выявить зоны для корректировки системы.

  1. Мешают бизнес-процессы

Еще одна причина провалов — неэффективные процессы. Бывает, менеджер мотивирован, но большую часть времени тратит не на продажи, а на:

  • Подготовку документов.
  • Решение внутренних проблем со смежными отделами.
  • Согласования.

Результат: меньше времени на клиентов, падение мотивации, текучка.

Как диагностировать?

  1. Описать реальный процесс работы менеджера "как есть", включая взаимодействие с другими отделами.
  2. Проанализировать: какие процессы ведут к продаже, а какие отнимают время?
  3. Замерить время на "непродажные" задачи (хронометраж).
  4. Рассчитать упущенную выгоду компании из-за этого.
  5. Спроектировать модель процессов "как надо".

Итог: Что дает такой аудит?

  1. Точечное обучение: Закрываем только реальные пробелы в навыках.
  2. Фокус на главном: Мотивация привязана к ключевым метрикам, выгодным компании. Менеджеры сконцентрированы на результате.
  3. Оптимизация процессов: Убираем лишние этапы, мешающие продажам. Четко распределяем зоны ответственности.

Главное: Все решения — на основе реальных данных, а не догадок.