Найти в Дзене
Книга ботаника

Воронец красноплодный.

В среднем по больнице воронец красноплодный встречается реже, чем его ранее описанный братишка — воронец колосистый. В моей родной Нижегородской области первый и вовсе внесен в Красную Книгу. Если все же повезет встретить растение, то скорее всего это произойдет в тенистых еловых, пихтово-еловых и широколиственно-еловых лесах. Вид встречается одиночными экземплярами и не образует зарослей. Зацветает растение в конце весны и образует плоды в июле-августе. Интересные данные приводит профессор А.А. Хребтов для Предуралья. Автор утверждает, что разница между зацветанием колосистого воронца и красноплодного составляет целый месяц — второй следует за первым и зацветает уже летом. Семена растения прорастают медленно и обычно всходят только через пару лет. Окраска плодов красноплодного воронца обычно красная, но, тем не менее, встречаются и белоплодные формы. По какой-то причине народу не хватило примечательных черт красноплодного воронца для формирования устойчивых фитонимов. В словаре Ан

В среднем по больнице воронец красноплодный встречается реже, чем его ранее описанный братишка — воронец колосистый. В моей родной Нижегородской области первый и вовсе внесен в Красную Книгу.

Если все же повезет встретить растение, то скорее всего это произойдет в тенистых еловых, пихтово-еловых и широколиственно-еловых лесах.

Вид встречается одиночными экземплярами и не образует зарослей.

Зацветает растение в конце весны и образует плоды в июле-августе. Интересные данные приводит профессор А.А. Хребтов для Предуралья. Автор утверждает, что разница между зацветанием колосистого воронца и красноплодного составляет целый месяц — второй следует за первым и зацветает уже летом.

Семена растения прорастают медленно и обычно всходят только через пару лет.

Окраска плодов красноплодного воронца обычно красная, но, тем не менее, встречаются и белоплодные формы.

По какой-то причине народу не хватило примечательных черт красноплодного воронца для формирования устойчивых фитонимов.

В словаре Анненкова (1878 г.) красноплодный воронец встречается лишь единожды под названием «пища демонов» у гольдов (коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура) и ульчей (тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Севера).

В народной медицине XIX века красноплодный воронец использовали при отсутствии месячных. Позднее, по литературным данным, отвар травы начали применять при общей слабости и упадке сил, сердечных припадках и головной боли. Плоды и траву использовали при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при энтероколитах и как противоопухолевое средство. Настои и отвары из корневищ применяли при маточных кровотечениях, белях, при туберкулезе легких и заболеваниях нервной системы.

Растение применяли при малярии, ревматизме, астме, зобе, кожных заболеваниях, как успокаивающее центральную нервную систему и сердечно-сосудистое средство.

В тибетской медицине отвар красноплодного воронца использовали при головной боли, болях в области сердца и гинекологических заболеваниях.

Химический и минеральный состав красноплодного воронца детально не изучался. В образцах особей растения, собранных в Якутской области, было обнаружено небольшое количество алкалоидов: в траве — 0,031%, в корнях — 0,041% и биологически неактивные сапонины.

Отравления сельскохозяйственных животных воронцом красноплодным обычно происходят весной, пока растение не накопило присущее ему летнее зловоние.

Хотя для некоторых регионов — Якутии и Южно-Уссурийского края — приведены данные, что местные животные растение не едят вне зависимости от сезона.

А вот для Дальнего Востока и в Казахстане приведены наблюдения о сильном отравлении воронцом сельскохозяйственных животных, у которых при его употреблении наблюдалась рвота, понос и сильное воспаление желудочно-кишечного тракта.

При составлении статьи я обнаружил, что многие авторы, в частности токсикологической литературы, по действию на организм приравнивают колосистый и красноплодный воронцы. Если честно, мне такие выводы абсолютно не понятны, ведь

полновесные данные по химическому составу и того и другого растения отсутствуют. Так же открытым остается вопрос с протоанемонином.

Один из авторов упоминает о присутствии вещества в колосистом воронце, проводя прямую связь между соединением и вздутием волдырей на коже при прикосновении к растению. Для красноплодного воронца данные о кожных повреждениях при контакте с растением тоже не редкость. Да и вроде бы логично, ведь протоанемонин — довольно типичное соединение для лютикового семейства, да вот только логикой тут сыт не будешь.

Автор фото Павел Шуков.