"Израиль бомбит Сирию! Что эти сионисты себе позволяют?! Им вообще без войны не живется?.." - примерно такими возгласами наполнились неделю назад многочисленные антиизраильские медиа.
И действительно, с чего бы вдруг Израиль, еще не выбравшийся из целой серии войн, которые ведет уже почти два года на нескольких фронтах, принялся бомбить Дамаск? Ведь Сирия на него не нападала.
Если не знать сложности регионального контекста, довольно легко присоединиться к стройному хору возмущенных "гуманистов". Но контекст как раз и дает ответы на самые главные вопросы. Для начала важно усвоить, что Сирия - это зона множества противоречивых интересов: с одной стороны ее мечтает прибрать к рукам Турция, с другой - ее хочет вернуть Иран, который с падением Асадов практически выдавлен с этой территории. За контроль над Сирией сталкиваются лбами США и РФ. А еще тут хотят окопаться всевозможные террористически группировки - от Хизбаллы, до ИГИЛА.
И конечно Израилю тоже отнюдь не безразлично, что происходит в еще недавно враждебном, а теперь абсолютно непредсказуемом, но отнюдь не дружелюбном государстве.
Уже в одном этом несложно запутаться. А на днях еще и министр информации Сирии заявил, что обнаружено около 300 000 аккаунтов, распространяющих искаженную картину событий в Ас-Сувейде. Утверждает, что все они "базируются в четырех странах" (угадайте, каких). В публикациях, распространяемых в соцсетях, друзов называют «сионистскими собаками» и «агентами Израиля», используют оскорбительные сравнения с животными и обвинения в шпионаже.
Не то чтобы я считал сирийского министра надежным источником информации, но если он официально признает существование такого огромного количества намеренной лжи (в том числе об участии Израиля), значит людям, далеким от конфликта, чрезвычайно сложно понять, где тут правда.
Итак, что же произошло на прошлой неделе?
Все началось даже раньше. 13 июля случились небольшие столкновения между друзами и боевиками бедуинских вооруженных отрядов. Они время от времени происходили и до этого, но тут события стали развиваться по нарастающей. Спустя всего сутки в помощь бедуинам подтянулись подразделения правительственной армии сирийского режима и устроили уже не мелкие потасовки, а полноценный карательный рейд в Ас-Сувейде, столице провинции друзов. Формальной причиной стал тот факт, что эти самые друзы были сторонниками свергнутого диктатора Башара Асада, то есть условно недобитыми врагами, выступающими за автономию своей области. А местные бедуинские милиции поддерживают новый режим, значит они свои, правоверные сунниты.
В городе завязались уличные бои.
Армейские отряды, значительно превосходившие противника в численности, быстро вспомнили свое недавнее джихадистское прошлое и устроили показательные зверства, по некоторым оценкам схожие с резней, которую устроил ХАМАС в Израиле 7 октября 2023 года. Очевидцы сообщали о небывалой жестокости расправ над местным населением, число жертв быстро росло. На момент, когда я пишу эту статью, говорят о почти тысяче погибших, а когда она будет опубликована, это число может и удвоиться.
Те друзы, которых не убивали, подвергались унижениям. Например, мужчинам насильно сбривали усы, один из символов их культурной идентичности. Все это делалось с насмешками и снималось на видео, чтобы лишение людей чувства собственного достоинства было публичным и максимально оскорбительным. Примерно так же поступали германские нацисты, отлавливающие религиозных евреев на улицах и с хохотом отрезавшие им пейсы и бороды, символизировавшие религиозную принадлежность. Все это тоже фиксировалось на фото- и кинопленке.
Я видел поименный список из 73-х друзских женщин и девочек, которых современные последователи нацистов насильно увезли с с собой. Реальная цифра наверняка значительно больше. Все мы прекрасно понимаем, какая кошмарная судьба уготована этим несчастным. И учитывая, что сирийское государство, в отличие от Израиля, не стает воевать с похитителями ради освобождения заложниц, выходит, что все, кого увезли, потеряны навсегда.
Возмущает ли это нас с вами? Да, безусловно. Тех, кто творит подобное, сложно назвать людьми.
Но достаточная ли это причина, чтобы ввязываться в гражданскую войну на территории другого государства? Нет, недостаточная. Любые беспорядки в Сирии - внутреннее дело этой страны.
Впрочем, есть нюанс.
В случившейся резне пострадали друзы, родственники которых живут на территории Израиля, на Голанских высотах. Подчиняясь своим родовым понятиям, израильские друзы прорвали границу и устремились в Сирию на выручку своим близким. Наша армия и полиция пытались их сдерживать, не не преуспели в этом. Впрочем, особого энтузиазма они и не проявляли.
В результате то, что не было нашей проблемой, довольно быстро стало ей, когда в бойню ввязались граждане Израиля. Кто-то из них мог погибнуть, кого-то могли взять в заложники. То есть, простите, в плен. Когда террористы надевают униформу регулярной армии, не знаешь, какие термины использовать.
В общем все это это уже могло послужить поводом для вмешательства. На первый взгляд, так оно и случилось.
Израильские самолеты нанесли удары сначала по позициям сирийской армии на месте событий, а затем по их Генштабу в столице, предупреждая, что если резня не прекратится, последуют более жесткие меры.
"Мировая общественность", которой абсолютно плевать на массовые убийства друзов, мгновенно всполошилась, выражая праведное возмущение агрессивными действиями Израиля. Крупнейшие СМИ писали гневные статьи под крикливыми заголовками “Израиль бомбит Сирию”, совершенно не объясняя, что именно он бомбит и почему.
Канал Sky News и вовсе написал: "Президент Сирии призвал защитить друзов после израильских авианалетов". Многие это читают и верят каждому слову. В их картине мира Израиль - просто распоясавшийся агрессор, бросающийся на невинных соседей, как бешеный пес, без всякого повода.
В действительности же именно сирийские друзы (в частности шейх Хикмат аль-Хиджри, один из духовных лидеров) призывали ЦАХАЛ вмешаться и защитить их.
Но для Израиля дело не только в поддержке друзов. Тут как раз ситуация крайне неоднозначная. Я уже как-то писал об этом малоизвестном народе и их религии (вот в этой статье), отмечая, что в Израиле друзы считаются самой лояльной государству этно-религиозной группой после евреев. В этом смысле защищать их - долг нашей страны.
Но друзы не монолит. Даже сирийские, живущие в провинции Сувейда, хранят верность самым разным сторонам. Кто-то из них остается сторонником Асада и ненавидит новое правительство, кто-то сотрудничает с ливанской Хизболлой, а есть и те, кто готов присягнуть нынешнему сирийскому режиму. Между этими группами даже порой возникают жесткие стычки.
Поэтому, когда мы говорим, что израильские ВВС отправлены в Сирию для защиты друзов, это не совсем верно. Во-первых, только некоторых из них, а во-вторых, дело, как я уже сказал, отнюдь не только в заступничестве.
У Израиля есть более существенный интерес: контролировать приграничные территории на юге Сирии и предотвращать проникновение джихадистских и протурецких элементов в те районы, откуда им было бы удобно нас атаковать. Проще говоря, если эти области не будут заняты друзами, мы получим у наших границ гораздо более опасных соседей, которые при первой возможности полезут нас убивать.
Наши ВВС не бомбили Сирию, как об этом пишут всевозможные пропагандисты, и не собирались начинать новую войну. Они атаковали те отряды убийц, которые устроили резню в Ас-Сувейде, требуя остановить кровопролитие. Затем по дипломатическим каналам Израиль посоветовал новоиспеченному президенту Сирии отозвать свои войска. Тот не отреагировал. Так что пришлось сделать более убедительное внушение, атаковав здание Генштаба в Дамаске, а затем, как утверждают, еще и президентский дворец.
Хотел ли Израиль убить сирийского президента и спровоцировать смену режима? Кажется, что в этом есть свой смысл, ведь никто не забыл, что Аш-Шараа - всего лишь террорист, сменивший полевую форму на дорогой костюм.
Но нет, фокус в том, что Израиль ничего не выиграет от падения режима Аш-Шараа. Если в Сирии вновь воцарится хаос, там вспыхнет очередная кровавая война, которой непременно воспользуются Иран, ИГИЛ и прочие подонки, в значительной степени утратившие сегодня свое влияние на этой территории. Нам оно надо?
При всей заслуженной неприязни и недоверии к Аш-Шараа, вчерашнему террористу, близкому к Аль-Каиде, следует признать, что пока что его методы достижения стабильности в Сирии довольно логичны. Как любой автократ, стремящийся навести порядок, он старается разоружить альтернативные милиции или заручиться их лояльностью, сделав частью своих силовых структур. Попытки воинственно настроенных друзов добиться автономии противоречат этим планам. Поэтому режим предсказуемо их прессует, вынуждая прекратить сопротивление. И все бы ничего, если бы не то чудовищное, ничем не оправданное насилие, которому подверглись мирные жители.
Так что цель израильского вмешательства не в том, чтобы свалить Аш-Шараа, а в том, чтобы заставить его урезонить своих бандитов и прекратить резню. Кстати, после израильских атак сирийский президент все же приказал армейским головорезам остановить боевые действия. Как это принято в арабском мире, он, конечно, важно заявил, что войны с Израилем не боится, но сам, по собственной воле стремится к гражданскому согласию в стране.
Ну да, ну да...
Только глупец сегодня не боялся бы войны с Израилем, который летом 2025 года полностью утвердился в статусе главной военной супердержавы региона.
По признанию министра обороны США Пита Хегсета, во время 12-дневной войны с Ираном Израиль при американской поддержке «переформатировал регион» и создал новую стратегическую реальность.
А ее следует учитывать.
Будь у Израиля желание свергнуть режим аятолл, он бы сделал это с легкостью. Но такая цель не ставилась - собственно, как и в Сирии. Негативные последствия подобного шага пока что кажутся более существенными, чем выгоды.
Поэтому, когда рухнул режим Асада, Израиль позаботился, чтобы у его приемника было как можно меньше оружия и техники для возможного нападения. В результате теперь сирийский режим гораздо легче подчиняется давлению, чем если бы мы заранее не разбомбили его военные аэродромы, ракетные установки, склады с боеприпасами и колонны бронетехники.
А давление мы оказываем с одной-единственной целью: обеспечить безопасность Израиля.
Воевать с Сирией у нас нет ни малейшего желания.
Как бы то ни было, спустя почти неделю после приказа президента прекратить все боевые действия в Ас-Сувейде, бои так и продолжались. В тот момент, когда вы это читаете, провозглашенное перемирие все еще не выполняется на 100%.
А это значит, что власть Дамаска не так уж крепка, если ее цепные псы могут игнорировать приказы своего главнокомандующего. И если тем взбредет в голову ломануться через израильскую границу на Голаны, чтобы устроить резню и там, кто их остановит? Трамп? ООН? Sky News?
Если власти Сирии не способны гарантировать нашу безопасность, приходится, как всегда, заботиться о ней самим. Так что, если это потребуется, ракета по зданию Генштаба покажется цветочками. В Ливане и Иране могли бы подтвердить, если бы не боялись рассказывать правду о своих поражениях.
Нас традиционно и предсказуемо не одобряют - ни арабские страны, ни, разумеется, Турция, ни Европа. Дрессированные российские пропагандисты зашлись в самозабвенном истерическом визге, явно получив команду "голос!". Даже США впервые за долгое время высказывают резкое неудовольствие.
Но повторю то, с чего я начал: если не учитывать сложный местный контекст, вы рискуете сделать неправильные выводы. Этим сегодня грешат даже американские политики, в целом дружелюбно относящиеся к Израилю.
Но вот вам еще немного контекста.
На днях исламист, которого взяли в плен, рассказал на допросе о том, каковы настоящие цели атаки на друзов. Он прибыл в колонне из 800 машин, которая направлялась из Хамы в Ас-Сувейду. В ее составе 200–300 иностранных джихадистов (из Пакистана и центральной Азии). Им приказано убивать или захватывать в плен каждого друза. Велено выдавать себя за бедуинские племена, чтобы избежать ударов ВВС Израиля. После Сирии главная цель - Тель-Авив и "освобождение" Иерусалима.
Если бы раковая опухоль могла мыслить, вероятно, она тоже бы считала, что освобождает организм от всех страданий, связанных с жизнью.
Что же касается попыток избежать ударов Израиля в ответ на резню, этот план определенно провалился, поскольку в Иерусалиме довольно точно осознают природу происходящего и действуют на опережение.
Часто от разного рода экспертов приходится слышать, что Израиль не умеет конвертировать свои военные достижения в политические.
Возможно. Я не эксперт, так что спорить не стану. Однако замечу, что если выбирать между достижениями военными и политическими, сейчас гораздо важнее первые. Мы слишком долго заботились о том, чтобы не возмущать "мировое сообщество" сверх меры. Вели себя тихо, покладисто, стремились договариваться.
И получили 7 октября.
Так что лучше мы будем всеми осуждаемы (тоже мне, новость), зато живы.
А раны пусть зализывают наши враги.
Те из них, кто уцелеет.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.