Найти в Дзене
Записки учителя

"Кулинарная" биология

Когда к концу подходит изучение раздела "Морфология растений" в 6 классе, я даю ученикам "кулинарное" задание. Пишу на доске или вывожу на экран рецепт вегетарианского борща, овощного супа, рагу, салата, сложносочинённого компота, в общем, любого блюда, в состав которого входят разнообразные растения. Ученики же должны соотнести каждый ингредиент блюда с ботаническим термином. Например, морковь - корнеплод, картофель - видоизменённый подземный побег, болгарский перец - ягода и так далее. Как правило, шестиклассники (из тех, кто не ловил ворон на уроках) достаточно легко справляются с заданием. Но иной раз их "клинит", причём "клинит" даже хороших учеников. И появляются в ответах фрукты с овощами, которые в ботанике отсутствуют. А почему? Да потому, что обыденно-кулинарные термины настолько уже въелись в подкорку, что вывести их не может никакое изучение категорий плодов или видоизменений частей растений. Вы, конечно, можете сказать, что опять эти учёные всё усложняют. На самом деле это

Когда к концу подходит изучение раздела "Морфология растений" в 6 классе, я даю ученикам "кулинарное" задание. Пишу на доске или вывожу на экран рецепт вегетарианского борща, овощного супа, рагу, салата, сложносочинённого компота, в общем, любого блюда, в состав которого входят разнообразные растения. Ученики же должны соотнести каждый ингредиент блюда с ботаническим термином. Например, морковь - корнеплод, картофель - видоизменённый подземный побег, болгарский перец - ягода и так далее.

Как правило, шестиклассники (из тех, кто не ловил ворон на уроках) достаточно легко справляются с заданием. Но иной раз их "клинит", причём "клинит" даже хороших учеников. И появляются в ответах фрукты с овощами, которые в ботанике отсутствуют. А почему? Да потому, что обыденно-кулинарные термины настолько уже въелись в подкорку, что вывести их не может никакое изучение категорий плодов или видоизменений частей растений. Вы, конечно, можете сказать, что опять эти учёные всё усложняют. На самом деле это не усложнение, а стремление человечества по своей давней традиции разложить всё по полочкам. И не вина ботаников, что подобное стремление у них не коррелирует с подобным у кулинаров.

В кулинарии ведь тоже битвы идут за подробную систематику пищевых продуктов. И отдельные продукты вполне себе гуляют из категории в категорию. Так любимый многими томат в кулинарной классификации побывал и овощем, и фруктом (по ботанике - ягода). Арбуз был фруктом, а стал ягодой (в ботанике - тыквина). Ревень из зелени превратился во фрукт (черешковый стебель). Кстати, интересный факт. В 17-18 веках корневища ревеня служили одной из высокодоходных статей бюджета нашей страны. Килограмм этих корневищ (считавшихся сильнейшим лекарственным средством) в Европе стоил в 20 раз дороже, чем в России, а за незаконный его вывоз из страны вполне можно было угодить на плаху вплоть до императора Александра по номером 1 (и кое-кто туда попадал).

На наших кухнях многие овощи с ботанической точки зрения являются ягодами (томат, сладкий перец, баклажан), тыквинами (кабачок, патиссон, тыква, огурец), корнеплодами (морковь, свёкла, редька, редис, хрен), видоизменёнными листьями (капуста) и побегами (картофель) или бобами (горох, фасоль). Кулинарные ягоды - это ягоды и с ботанической точки зрения (смородина, крыжовник), и костянки (вишня, малина), и яблоки (чёрноплодная рябина, арония), и тыквины (арбуз), и ложные ягоды или многоорешки (земляника, клубника). Среди фруктов "пасутся" тыквины (дыня), яблоки (яблоня, груша), гесперидии (цитрусовые), ягоды (киви, банан), гранатины (гранат), костянки (абрикос, персик, манго).

Вот такие бывают путаницы! Кстати, вот вам, уважаемые читатели, задание подобное ученическим. Итак, "царское варенье". Ингредиенты: крыжовник, апельсин,, грецкий орех, сахар.