Найти в Дзене
КВ-6 о технике

МАЗ-541 - "распухший" седан весом 28 тонн. С очень необычным применением.

Помимо танков и военной технике в СССР, производили и куда более интересные машины. Сегодняшняя машина, и выглядит необычно, и предназначение интересное. Как ни странно, история создания МАЗ-541 начинается с... Самолётов. А именно Ту-104 и Ту-114, проблема в том что эти самолёты не могут двигаться самостоятельно, и нужен аэродромный тягач. Изначально для этих целей использовались армейские тягачи МАЗ-535. Но они были слишком высокими, и не могли встать прямо под самолётом, а также были очень длинными, из-за чего ухудшалась подвижность на взлетной полосе. Поэтому в 1956 году началась разработка специализированного тягача на Минском автомобильном заводе. Одним из требований к тягачу была грузоподъёмность в 85 тонн. Изначально было заказано 13 тягачей. Но к концу 1950-х было готово лишь три машины. Которые проработали до 1970 года. Но позже увеличилась масса самолётов, а с ними изменились итребования к аэродромный тягачам. Из-за чего от сборки других экземпляров МАЗ-541, отказались. Позж
Оглавление

Помимо танков и военной технике в СССР, производили и куда более интересные машины. Сегодняшняя машина, и выглядит необычно, и предназначение интересное.

МАЗ-541, чаще всего он представляется красным.
МАЗ-541, чаще всего он представляется красным.

История создания и применения

Как ни странно, история создания МАЗ-541 начинается с... Самолётов. А именно Ту-104 и Ту-114, проблема в том что эти самолёты не могут двигаться самостоятельно, и нужен аэродромный тягач.

Изначально для этих целей использовались армейские тягачи МАЗ-535. Но они были слишком высокими, и не могли встать прямо под самолётом, а также были очень длинными, из-за чего ухудшалась подвижность на взлетной полосе.

МАЗ-535
МАЗ-535

Поэтому в 1956 году началась разработка специализированного тягача на Минском автомобильном заводе. Одним из требований к тягачу была грузоподъёмность в 85 тонн.

Изначально было заказано 13 тягачей. Но к концу 1950-х было готово лишь три машины. Которые проработали до 1970 года.

Но позже увеличилась масса самолётов, а с ними изменились итребования к аэродромный тягачам. Из-за чего от сборки других экземпляров МАЗ-541, отказались. Позже разработкой аэродромных тягачей занялись уже на БелАЗе.

Конструкция

МАЗ-541 был спроектирован максимально низким, чтобы он мог подъезжать вплотную к передней стойке, не цепляя фюзеляж самолёта.

У тягача было два поста управления, расположенных по диагонали внутри кабины. Это позволяло одному водителю точнее подъезжать к самолёту.

МАЗ-541 цепляется к самолёту
МАЗ-541 цепляется к самолёту

Тягач имел полный привод, с отключаемым передним мостом. Спереди у тягача были два колеса от ЯАЗ-214, а задние были спаренными от МАЗ-525. Это позволяло, достичь максимального сцепления с дорогой, для чего был увеличен вес машины до 28 тонн.

В качестве двигателя использовался дизель Д-12, расход которого составлял 45 литров на час работы (в перерасчёте это 130 литров на 100 км).

В заключении можно сказать что несмотря на свою дееспособность, МАЗ-541 не успевал за развитием самолётов и исчез в истории (как самый "тяжёлый седан"). К сожалению, ни одна из трёх машин не уцелела до наших времён.