Что превращает вязаную модель в оригинальную? Является ли каждая ручная работа эксклюзивом по умолчанию, или оригинальность требует чего-то большего? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит заглянуть в историю термина, понять его философский подтекст и рассмотреть, как он воплощается в петлях и узорах.
Прямо сейчас смотрите еще больше красивых вязаных моделей! Подписывайтесь на мой Telegram: https://t.me/SvetlanaLosevaknit
В Контакте со мной: https://vk.com/club228769356
№1
Этимология: от «первоисточника» к «неповторимому»
Слово «оригинальный» восходит к латинскому originalis — «первоначальный, исходный». В Средневековье «оригиналом» называли рукопись, с которой делали копии. Позже, в эпоху Просвещения, значение сместилось: оригинальным стали считать то, что выходит за рамки привычного, бросает вызов шаблонам. Это двойственное понимание — первичность и необычность — сохранилось до наших дней.
№2
Размер российский: 42/44, 46/48, 50/52
Как вязать эту модель смотрите в подробном видео-проекте здесь. Так же в видео есть схема, выкройка, вяжется узор и делаются расчеты на разные размеры. Это обучающее видео. Вы легко сможете на примере моих расчетов пересчитать изделие под вашу пряжу и вашу плотность.
Описание вязания
Спинка
Набрать 93(103)113 п. и вязать резинку 1х1 на высоту 5 см.
Далее вязать ажурным узором по схеме: 1 кр. п., 91(101)111 п., 1 кр. п.
На высоте 40,5 см = 96 р. начать формировать v-образный вырез горловины. Для этого закрыть среднюю петлю и далее вязать каждую половину раздельно, для скоса убавляя приблизительно в каждом 2 р. 18х1(19х1)20х1 п.
На высоте 58,5 см = 138 р. закрыть оставшиеся по 28(32)36 п. плеч.
Пройма рукава начинается на высоте 40,5 см = 96 р.
Перед
Вязать, как спинку. Но на высоте 52 см = 122 р. закрыть средние 17(19)21 п.
Для скругления по внутреннему краю закрыть в каждом 2-м ряду 2x3 п., 4х1 п.
Закрыть петли плеч на высоте спинки.
Рукава
Набрать для каждого рукава по 58 п. и связать в высоту 5 см резинкой 1х1. В последнем изн. ряду равномерно прибавить 5 п.
Далее распределить петли следующим образом: 1 кр. п., 61 п. ажурным узором по схеме, 1 кр. п. = 63 п.
Одновременно прибавить для скоса рукава с обеих сторон чередуя в каждом 18 и 19 р. 4х1 п. = 71 п. / в каждом 15 р. 5х1 п. = 73 п. / чередуя в каждом 10 и 11 р. 7х1 п. = 77 п.
Прибавки делать одновременно и равномерно.
Через 31,5 см = 74 р. от планки закрыть все петли.
Сборка
Выполнить плечевые швы.
Для планки набрать на круговые спицы по краю горловины приблизительно 120 п. вязать резинкой 1х1. По спинке в углу провязывать три петли вместе с выделением центральной петли. При высоте планки 2,5 см закрыть все петли.
Выполнить боковые швы и швы рукавов. Вшить рукава.
№3
В контексте вязания «оригинальность» можно трактовать двояко:
- Как авторство — модель, созданная впервые, без заимствований.
- Как индивидуальность — изделие, несущее печать мастера, даже если техника или узор не новые.
№4
Философия петли: почему не всякая уникальность — оригинальность
Ручная работа по определению уникальна: две мастерицы не свяжут одинаково даже по одной схеме. Но уникальность — это статистика, а оригинальность — философия. Она рождается, когда в изделии есть:
- Смысловой жест — например, свитер с «прорехами», символизирующий экологическую проблему быстрой моды.
- Диалог с традицией — как в современных интерпретациях оренбургских платков, где паутинка сочетается с графичными геометрическими паттернами.
- Игра с материалом — вязаные платья из джутовой веревки или сумки с инкрустацией из металла.
Исторически оригинальными стали считаться техники, которые когда-то были новаторскими: аранские узоры, придуманные ирландскими рыбаками для идентификации тел в море, или «ленивые» жаккарды скандинавов, оптимизировавшие использование остатков пряжи. Их изюминка — в практичности, переосмысленной как эстетика.
№5
Изюминка: между эпатажем и минимализмом
«Изюминка» — это деталь, которая заставляет взгляд задержаться. В вязании она может проявляться через:
- Парадокс
- Контекст
- Иронию
Однако оригинальность не всегда требует усложнения. Японский дизайнер Каори Накамура создает минималистичные вещи, где «изюминкой» становится идеальный подбор оттенка и фактуры пряжи. Ее работы — пример того, как лаконизм может быть радикальным.
№6
Оригинальность в цифровую эпоху: кризис или ренессанс?
Сегодня, когда схемы тиражируются в блогах за секунды, а ИИ генерирует узоры, оригинальность становится актом сопротивления. Она требует от мастера:
- Рефлексии — зачем вязать? Чтобы повторить тренд или выразить идею?
- Смелости — как в проектах дизайнера Стивена Веста, который сочетает клоунские цвета с классическими косами, высмеивая серьезность «высокой моды».
- Этичности — использование переработанной пряжи или отказ от пластиковых нитей.
Показательна история термина «handmade»: если раньше он гарантировал уникальность, то теперь массовые маркетплейсы превратили его в маркетинговый штамп. Оригинальность же остается категорией неуловимой — ее не сертифицируешь, но можно почувствовать.
№7
Оригинальная вязаная модель бросает вызов не только эстетическим канонам, но и самой идее потребления. В мире, где нейросети учатся вязать, ручная работа становится политическим жестом: напоминанием, что за каждым изделием стоит человек, его ценности и время. Возможно, сегодня оригинальность — это не столько «изюминка», сколько честность: готовность быть собой, петля за петлей.
Подписывайтесь на увлекательный вязальный канал ЗДЕСЬ
Новые лучшие публикации канала: