Найти в Дзене

Курсовая работа: Методика развития гибкости у дошкольников средствами танцевального спорта на этапе начальной подготовки.

Оглавление

В курсовой работе рассматривается актуальная проблема развития гибкости у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте. В работе проведён анализ теоретических основ, раскрывающих понятие гибкости как физического качества, её виды и факторы, влияющие на развитие, а также выявлены анатомо-физиологические и психомоторные особенности детей дошкольного возраста, включая сенситивные периоды для развития данного качества. Обоснован высокий потенциал танцевального спорта как эффективного средства гармоничного физического воспитания дошкольников, способствующего не только улучшению подвижности в суставах и эластичности мышц, но и формированию правильной осанки, координации и музыкальности. На основе теоретического анализа и обобщения педагогического опыта разработаны практические рекомендации и предложен авторский комплекс упражнений в игровой форме, направленный на целенаправленное развитие гибкости у детей на занятиях танцевальным спортом. Работа подчёркивает важность комплексного подхода, сочетающего специальные упражнения с созданием благоприятной эмоциональной атмосферы и учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы развития гибкости у детей дошкольного возраста 5

1.1. Гибкость как физическое качество: понятие, виды, факторы, влияющие на развитие 5

1.2. Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста 8

Глава 2. Танцевально-спортивные средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки 12

2.1. Танцевальный спорт как средство развития гибкости у детей дошкольного возраста 12

2.2. Практические рекомендации по развитию гибкости у детей дошкольного возраста на занятиях танцевальным спортом на этапе начальной подготовки 15

Заключение 19

Библиографический список 20

Приложения 23

Введение

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к танцевальному спорту как к эффективному средству гармоничного развития детей дошкольного возраста. Занятия танцами, помимо эстетического воспитания и развития творческих способностей, способствуют формированию важных физических качеств, среди которых гибкость занимает одно из ключевых мест, являясь необходимым условием для успешного освоения танцевальной техники, профилактики травматизма и сохранения здоровья опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на то, что дошкольный возраст характеризуется повышенной пластичностью тканей и благоприятными физиологическими предпосылками для развития гибкости, отсутствие целенаправленной и систематической работы в этом направлении может привести к снижению естественной подвижности и ограничению двигательных возможностей ребенка в будущем. В этом контексте особое значение приобретает этап начальной подготовки в танцевальном спорте, на котором закладывается фундамент для дальнейшего развития гибкости и других важных физических качеств.

Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на широкое признание важности развития гибкости у детей дошкольного возраста, существует недостаток исследований, посвященных специфике этого процесса в рамках занятий танцевальным спортом. Недостаточно разработаны методики и программы обучения, а также критерии оценки эффективности применяемых методов и средств.

Таким образом, разработка и научное обоснование эффективной системы развития гибкости у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте, основанной на учете возрастных особенностей и закономерностей развития гибкости, является актуальной задачей современной теории и практики физического воспитания и спорта. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов, тренеров по танцевальному спорту, а также родителей, заинтересованных в гармоничном развитии своих детей.

Степень разработанности темы. Проблема развития гибкости у детей дошкольного возраста нашла отражение в работах ряда отечественных исследователей. Так, например, В.С. Сосуновский, В.Г. Шилько и А.И. Загревская рассматривают влияние кинезиологических образовательных технологий на физическое и психомоторное развитие детей 5-6 лет, подчеркивая важность развития гибкости как одного из ключевых компонентов двигательной активности. О.Б. Соковиков и соавторы предлагают парциальную программу "Развитие через движение", направленную на формирование двигательных способностей детей 3-7 лет, в которой также уделяется внимание развитию гибкости. О.А. Григорьев в своем учебном пособии "Теория и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста" рассматривает гибкость как одно из основных физических качеств, формируемых в процессе физического воспитания дошкольников.

Однако анализ представленных источников показывает, что проблема развития гибкости в танцевальном спорте у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки изучена недостаточно. Большинство работ посвящено общим вопросам развития гибкости у детей, не учитывая специфику танцевального спорта. Отсутствуют системные исследования, направленные на разработку специальных методик и программ развития гибкости с учетом особенностей танцевальных движений, возрастных и индивидуальных особенностей детей на этапе начальной подготовки.

Таким образом, несмотря на наличие ряда работ, посвященных развитию гибкости у детей дошкольного возраста, данная тема в контексте занятий танцевальным спортом остается малоизученной и требует дальнейшего исследования.

Объектом исследования является - процесс развития гибкости у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования курсовой работы - танцевально-спортивные средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки.

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по развитию гибкости у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие гибкости как физического качества, изучить ее виды и факторы, влияющие на развитие;

- выявить особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста обосновать потенциал танцевального спорта как средства развития гибкости у детей дошкольного возраста;

- разработать практические рекомендации по развитию гибкости у детей дошкольного возраста на занятиях танцевальным спортом на этапе начальной подготовки.

Методы исследования. В курсовой работе был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования. В первую очередь, это анализ научной литературы, включавший в себя изучение трудов по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, возрастной физиологии и психологии, посвященных, с одной стороны, проблемам развития гибкости и специфике танцевального спорта, а с другой – особенностям развития детей дошкольного возраста. Во-вторых, был применен анализ и обобщение педагогического опыта, позволивший изучить практику работы педагогов и тренеров по танцевальному спорту, непосредственно взаимодействующих с детьми дошкольного возраста. Наряду с этим, был использован метод моделирования, результатом которого стала разработка комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у детей дошкольного возраста на занятиях танцевальным спортом.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития гибкости у детей дошкольного возраста

1.1. Гибкость как физическое качество: понятие, виды, факторы, влияющие на развитие

Гибкость – ключевое физическое качество, определяющее амплитуду движений. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие "гибкость" многогранно и имеет разные трактовки, классификации видов и методик развития.

Анализ литературы показывает, что помимо традиционного понимания гибкости как свойства опорно-двигательного аппарата, существуют более широкие трактовки, учитывающие ее значение для физического, психоэмоционального состояния и профилактики травматизма. Даже в рамках традиционного подхода наблюдаются различия в классификации видов гибкости и методик ее развития.

Представленные в приложении работы по теме гибкости в области физической культуры демонстрируют разные подходы к ее пониманию и методикам развития.

Д. Е. Домарацкая и А. Н. Изосимов рассматривают гибкость как важнейшую составляющую физического воспитания, подчеркивая ее значение для общего физического и эмоционального состояния человека, а также профилактики травматизма в спорте. Авторы подробно описывают виды гибкости (активная, пассивная, общая, специальная), факторы, влияющие на ее развитие, и приводят конкретные упражнения для ее совершенствования.

Е. Н. Данилова и А. В. Леонидов подходят к анализу гибкости с позиции двух основных направлений: эмпирического и теоретического. Авторы выделяют две группы специалистов в рамках эмпирического направления: первые не относят гибкость к физическим качествам, а вторые, напротив, считают ее таковой.

Н. Е. Курочкина и Д. Н. Хусаинова фокусируют внимание на взаимосвязи гибкости с другими физическими качествами, подчеркивая, что ее недостаточное развитие может ограничивать проявление силы, скорости и выносливости [2].

Н. А. Петуганова и соавторы рассматривают гибкость как один из ключевых факторов спортивного мастерства. В работе подробно описаны формы проявления гибкости (активная, пассивная), факторы, влияющие на нее, а также представлены рекомендации по оптимизации тренировочного процесса. Особое внимание уделяется различным видам растягивания (баллистическое, динамическое, активное, пассивное, статическое) и их особенностям.

Е. А. Москаленко и В. В. Ходыкина анализируют значение гибкости на примере фитнес-аэробики. Авторы отмечают, что недостаточное развитие этого физического качества может привести к травмам и несовершенству техники выполнения упражнений. В статье подчеркивается важность разминки перед выполнением упражнений на гибкость и приводятся рекомендации по созданию эффективного тренировочного процесса.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на общность тематики, авторы рассматривают гибкость с разных сторон, выделяя те ее аспекты, которые представляются им наиболее важными.

Несмотря на единое определение гибкости, исследования демонстрируют многогранность этого понятия. Одни авторы (Д.Е. Домарацкая, А.Н. Изосимов) связывают гибкость с общим благополучием, другие (Е.Н. Данилова, А.В. Леонидов) - с теоретическими аспектами, третьи (Н.Е. Курочкина, Д.Н. Хусаинова) – с ее взаимосвязью с другими физическими качествами. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к изучению и развитию гибкости с учетом вида спорта, возраста и индивидуальных особенностей.

Существует несколько подходов к классификации гибкости. Наиболее часто встречается разделение на активную и пассивную (Домарацкая, Петуганов, Данилова) [12]. Активная гибкость характеризуется амплитудой движения за счет собственных мышц, а пассивная - под воздействием внешних сил. Важно, что улучшение пассивной гибкости способствует развитию активной. Другой подход выделяет общую и специальную гибкость (Курочкина). Общая гибкость - это подвижность во всех суставах, обеспечивающая общую свободу движений. Специальная же - это высокая подвижность в определенных суставах, необходимая для специфических движений. Наконец, Данилова предлагает деление на потенциальную и реальную гибкость. Потенциальная обусловлена анатомией суставов, а реальная проявляется в конкретный момент и, в свою очередь, делится на активную и пассивную.

Глава 2. Танцевально-спортивные средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста на этапе начальной подготовки

2.1. Танцевальный спорт как средство развития гибкости у детей дошкольного возраста

Занятия танцевальным спортом для дошкольников важны для гармоничного развития: формируют двигательные навыки, развивают физические качества (гибкость, координацию, ловкость, быстроту, выносливость, силу), формируют правильную осанку, укрепляют мышцы, служат профилактикой проблем с опорно-двигательным аппаратом. Занятия знакомят с основами танцевальной культуры, развивают чувство ритма, музыкальный слух, учат воспринимать и передавать музыку в движении. Стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, способности к импровизации. Способствуют социализации: учат общаться и взаимодействовать в коллективе. Воспитывают дисциплинированность, трудолюбие, целеустремленность, уверенность в себе, развивают эмоциональную сферу и творческий потенциал, что важно для самореализации и личностного роста [14].

Содержание занятий представлено в приложении Г. Содержание занятий по танцу для дошкольников строится на принципах постепенности, доступности, систематичности и повторяемости материала. Занятие включает три этапа: вводную часть с музыкально-ритмическими и общеразвивающими упражнениями (ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения, разогрев мышц, развитие гибкости и координации); основную часть, посвященную изучению танцевальных движений, играм, импровизациям и комбинациям; заключительную часть с упражнениями на расслабление и подведением итогов. Эффективность занятий обеспечивается проведением в просторном помещении со специальным оборудованием, оптимальной длительностью (30-45 минут), подбором музыки, созданием педагогом доброжелательной атмосферы, использованием игровой формы и поощрением детского творчества [17] .

Таким образом, занятия танцевальным спортом на этапе начальной подготовки, спланированные и проведённые с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, выступают эффективным средством их всестороннего развития, формируют базовые представления о танцевальной культуре и способствуют формированию устойчивого интереса к танцевальному искусству.

Развитие гибкости, являясь одним из ключевых аспектов гармоничного физического развития детей дошкольного возраста и залогом успешного освоения ими разнообразных двигательных навыков, приобретает особую актуальность в контексте занятий танцевальным спортом. Многообразие танцевальных движений, каждое из которых обладает специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат, открывает широкие возможности для целенаправленного развития гибкости, требуя при этом учёта возрастных особенностей и двигательного опыта детей.

-2
-3