Найти в Дзене

Меня возмутила редактура Тургенева

Вычитала у Жирмунского в курсе лекций по литературоведению, как хищно редактировал Тургенев стихи Тютчева и Фета. Он тогда работал в журнале «Современник» вместе с Некрасовым, Толстым и ещё каким-то Дружининым. Мне кажется, всем редакторам и авторам будет интересно (осторожно: возможна ретравматизация!). «Когда в первый раз, в 1836 году, Тютчев напечатал стихотворение «Silentium» в журнале Пушкина, первая строфа гласила так: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими — и молчи. Строки «Встают и заходят оне / Безмолвно, как звезды в ночи» нарушают (со школьной точки зрения) ритм всего стихотворения, которое написано ямбом, и тут Тургенев наложил руку, исправил стихотворение в соответствии с требованиями ямбического размера. Но Тютчев был новатором; он находился на пути к новому стихосложению, к так называемому дольнику (это стих, размер которого основан только на счете ударных слогов, число неу

Вычитала у Жирмунского в курсе лекций по литературоведению, как хищно редактировал Тургенев стихи Тютчева и Фета. Он тогда работал в журнале «Современник» вместе с Некрасовым, Толстым и ещё каким-то Дружининым.

Мне кажется, всем редакторам и авторам будет интересно (осторожно: возможна ретравматизация!).

«Когда в первый раз, в 1836 году, Тютчев напечатал стихотворение «Silentium» в журнале Пушкина, первая строфа гласила так:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Строки «Встают и заходят оне / Безмолвно, как звезды в ночи» нарушают (со школьной точки зрения) ритм всего стихотворения, которое написано ямбом, и тут Тургенев наложил руку, исправил стихотворение в соответствии с требованиями ямбического размера.

Но Тютчев был новатором; он находился на пути к новому стихосложению, к так называемому дольнику (это стих, размер которого основан только на счете ударных слогов, число неударных не меняется, пример — стихотворения Блока). И вот есть ряд стихотворений Тютчева, которые уже в 20-30-х годах XIX века идут по пути этих новых размеров, а Тургенев властно исправлял их в угоду господствовавшей в то время метрике».

Современные издатели возвращают текстам новаторство Тютчева, от которого поэт был вынужден отказаться под влиянием редактора.

И так же харассили Фета.

В книге «Мои воспоминания» Фет пишет по поводу того, как подготовлялось издание 1856 года Тургеневым и его друзьями: «Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчеркнутыми стихами и требованиями их исправлений, я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице «Один в поле не воин» — вынужден был соглашаться с большинством, и издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным».

«Принцип тургеневских исправлений виден из сохранившегося экземпляра издания 1850 г., на котором имеются пометки Тургенева (экземпляр, по которому Фет исправлял их).

Эти заметки Тургенева на полях в большинстве случаев гласят: «непонятно», «неясно» и т.п. Тургенев требовал от Фета логической ясности, рациональности, доходчивости, а стихотворение Фета, которое он сам озаглавил "Мелодии", носило характер музыкальный, эмоциональный, часто даже несколько иррациональный в выборе и сопоставлении слов».

Редактура не всегда в помощь. Редактор поправит, даже если править нечего, потому что, ну, надо же как-то работу оправдывать. И я сейчас не зарываю редакторов, я сама редактор, вообще-то.

Я за то, чтобы относиться к чужим правкам и мнениям критично, критичнее, чем чаще всего мы это делаем. Сначала говорить «нет» правке, мысленно, про себя, а потом уже подвергать своё «нет» сомнению.

Тютчев и Фет просто сильно хотели опубликоваться. И, наверное, эти уступки были оправданы. Наверное, это был им нужно, чтобы продвинуться. Тут каждый решает сам за себя. Но очень уж грустно мне было это читать.

✅ Больше → в моём тг-канале и в ВКонтакте