Доброго дня, коллеги. Статистика Дзена показывает, что до сих пор прочитывают старый текст про выбор ниши для бизнеса. Из этого факта логичный вывод - тема выхода из найма или диверсификации доходов за счет комбо работа+бизнес (то есть сверхзанятости) снова вызывает интерес. Что, кстати, логично. Видно уже, что ситуация скверная и логично страховаться от еще более скверного развития событий. Так что Крыс у себя на канале делает новый цикл текстов, посвященный старту своего дела. Найти старые тексты по теме и будущие можно уже в подборке "Библия стартапера"
Сейчас, поскольку текст незапланированный, в какую-то большую тему углубляться не будем. А ограничимся короткой памяткой начинающим предпринимателям, которые позволят продержаться пару месяцев и получить первую оборотку.
Помни об MVP
Знаете, на чем горят большинство стартапов (стартапами будем называть любые только зарождающиеся бизнесы, а не, как это сейчас принято, сумрачные ITшные прожекты)? На том, что слишком долго готовят продукт. Да, парикмахерскую или кафе открыть за 3 дня не получится - помещение надо привести в порядок, оборудование завести, набрать людей. Но, внимание вопрос, можно ли сократить срок простоя? Ответ - да.
Ваша задача на старте бизнеса - как можно быстрее начинать проворачивать деньги. Вам нужно MVP - минимально жизнеспособный продукт, доказательство правильности концепции бизнеса. Например, как львиная доля "молодых предпринимателей" вы открываете кофейню с кофе на вынос. Скажите, что вам нужно для старта? Вывеска, кофе-машина, кассовый аппарат, бариста, стаканчики, кофе, молоко. Столики, картины на стенах, пончичный автомат и мобильное приложение с программой лояльности сделаете в процессе. Потому что если вы будете продавать меньше Х (вы же посчитали, сколько этот Х, да) чашек кофе в день, вы разоритесь, а особо не дружащие с цифрами и человеческой коммуникацией разорятся даже до того, как закончат ремонт в помещении.
Раннее делегирование
Каждый второй инфобизнесмен (и инфоцыган) учит делегированию. По-простому говоря, сделать так, чтобы определенный набор действий совершали не вы своими руками, а кто-то другой. И это правильно.
Но не в вашем, дорогой стартапер, случае. Прежде чем что-то делегировать нужно, чтобы это что-то появилось. Давайте тоже на простом примере. Самое трудоемкое в любом бизнесе - продажи. Чтобы вы могли передать продажи в руки специально обученного человека, вы должны дать ему портрет клиента (кому продаем), продукт с понятной ценностью для целевого портрета клиента (программа, которая меняет жизнь к лучшему за $99,99 в месяц - г...о продукт, который не купит даже ваша мама, а вот приложение, которое показывает ближайшее к вашему пункту назначение свободное парковочное место лично Крыс (москвич, передвигающийся на большом автомобиле, который не в каждую дырку приткнешь) за ту же "сотку" долларов купит с радостью), финансовую политику (продать мы должны не дешевле Х, потратив на продажу не больше Y) и "историю успеха" - что и как сказать покупателю, чтобы закрыть сделку. Без этого вы можете нанять хоть самого Джо Джирарда (рекордсмена из книги Гиннеса по продажам), продаж не будет.
Сперва постройте сами, ручками, основные, критичные для бизнеса продаж процессы, а потом делегируйте их.
50 директоров
Вполне логично, что начинающий предприниматель пытается закрыть отсутствие своих компетенций в чем-то за счет других экспертов с рынка. И нанимает топ-менеджмент, консультантов, менторов, советников.
В принципе, это не ошибка, повторюсь, а вполне себе логичный поступок.
Но не в вашем, коллеги, случае. В вашем случае это раздувание штатов и сжигание ресурсов на ФОТ. Понимаете, опытный управленец "руками" делать ничего не будет. А вам как раз надо сперва "сделать" что-то, дожить до первой прибыли компании (сами ищите, где Крыс писал о разнице прибыли компании и ее владельца) и из нее уже закрывать собственные недостающие компетенции. Особенно самоубийственно выглядит найм управленцев вспомогательных подразделений. Поверьте, без HRD и HRBP вы в принципе спокойно проживете, финдир вам сейчас не нужен, у вас нет для него загрузки, хватит бухгалтерской конторы на аутсорсе или возможностей кабинета банка, директор по развитию (как он задумывается на самом деле, а не то, что в наших краях зачастую выдается за CBDO) вам понадобится через пару лет, комдир в принципе продавать не собирался никому и никогда, у него работа совершенно другая, так что считать, что вы наймете CCO и он тут же из воздуха пригонит вам 8 миллиардов покупателей - глупость.
Трата ресурсов
Офис в башне Федерация или Меркурий, занимающий 3 этажа - это круто. Понтово даже. Последние Макбуки на дизайнерских столах для всего персонала тоже круто. Вот только надо ли.
Пока вы не вышли на показатели финплана, которые дают "точку ноль", ваша задача экономить каждую копеечку на всем, что не относится к MVP, что не дает вам прибыли.
Потом, если захотите, купите все, что заблагорассудится. Сейчас же - режим жесткой экономии. Но тоже без крайностей. Если у вас САС (стоимость продажи новому клиенту) равна CPO (стоимости любой продажи, включая повторные) и составляет 5000 и вам надо 10 продаж до точки безубыточности, выделять бюджет меньше 50000 - еще большая глупость, чем ехать по МКАД с неработающими тормозами и рулевым управлением.
Учитесь не впадать в крайности и понимать, что есть затраты необходимые, что нет. Если не научитесь сами, вас будет учить ваш инвестор или кредитор, и такое обучение будет очень не приятным.
Пока все. В рамках "Библии стартапера" в следующий раз поговорим о найме команды через недельку, потому что на канале запланированы более интересные автору публикации.
Прочитал? Понравилось? Еще хочешь? Подпишись, поставь лайк, скажи спасибо автору в комментариях. Тебе не сложно, а Крысу приятно.
Все изображения взяты из открытых источников