Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Творческие метаморфозы Писсарро

Камиль Писсарро в начале творческого пути был вполне благосклонно принят в Салоне. Ровный темперамент Писсарро и его постепенная творческая эволюция избавили его как от нищеты, преследовавшей, к примеру, Моне и Сислея, так и от всплесков скандальной известности, которые выпали на долю некоторых его коллег и единомышленников. Даже в периоды тяжкой нужды Писсарро не терял присутствия духа и энтузиазма. Он был последователен в своем творческом развитии, которое не знало зигзагов и переломов. Иногда Писсарро приходилось делать уступки традиционным вкусам публики, но внутренних ориентиров он никогда не терял.

Однако в 1874 году для Писсарро, как и для многих других художников, начинаются трудные времена, которые становятся для него временем наивысшего творческого расцвета. Он достигает необыкновенной чистоты и выразительности колорита, эффекта ослепительного солнечного света. Денежные затруднения вынуждают художника обратиться к более традиционным жанровым сценам, но он быстро оставляет эту попытку: она противоречит самому характеру его дарования.

Камиль Писсарро. Кирпичный завод «Делафоли» в Эраньи. 1888. Частная коллекция
Камиль Писсарро. Кирпичный завод «Делафоли» в Эраньи. 1888. Частная коллекция

В конце 1870- х годов свет и пространство наполняют картины Писсарро, мазки становятся подвижными, беспокойными. Проблема зарабатывания на жизнь стоит перед ним по-прежнему, поэтому он создает офорты и акварели, которые можно продавать: они более привычны и пользуются спросом. Самобытность Писсарро, увы, не дает возможности прокормить семью, которой он обзавелся. Здесь на помощь ему приходит Дюран-Рюэль.

В начале 1880-х годов Писсарро, подобно другим, переживает творческий кризис: поиски универсальной живописной техники подталкивают его к некоторой систематичности, отказу от прежней вдохновенной свободы. Эта линия развития в итоге приведет его к пуантилизму — точечному письму. Между тем благодаря Дюран-Рюэлю Писсарро удалось несколько поправить свое финансовое положение, а в 1882 году он даже купил дом в Эраньи, куда переехал через некоторое время. В этот период Писсарро создает серию видов Они, ездит на этюды в Руан.

В 1884 году Писсарро поселился в Эраньи, где прожил до самой смерти. Он интересуется работой Сезанна, покупает его картины и вообще сближается с его живописной манерой, вырабатывая технику раздельных равномерных мазков. Финансовые дела Дюран-Рюэля плохи, в июне 1884 года он пишет Писсарро: «Все время дел по горло, но приносит мне это одни лишь неприятности. Как мне хочется от всего освободиться и уехать куда-нибудь в пустыню!».

Писсарро тоже приходится тяжело. Дюран-Рюэль подбадривает его, но в октябре Писсарро вынужден продавать картины другим покупателям, иначе ему не выжить. В конце 1885 года Писсарро решает действовать самостоятельно, потому что Дюран-Рюэль ничем не может ему помочь. Он испытывает творческие сомнения, ищет новый стиль работы. Писсарро осознает, что находится на пути к переменам, но и сам еще не представляет, что из этого выйдет. Он начинает использовать технические приемы пуантилизма, его виды Эраньи и Жизора, выполненные в это время, написаны ритмичными регулярными мазками.

Камиль Писсарро. Сбор яблок в Эраньи. 1888. Музей искусств, Даллас
Камиль Писсарро. Сбор яблок в Эраньи. 1888. Музей искусств, Даллас

В 1886 году состоялась восьмая — последняя — выставка импрессионистов, и в это же время возникает группа пуантилистов (неоимпрессионистов) во главе с Сёра и Синьяком. К ним присоединился и Писсарро. Он искал систему — и нашел ее, оставив позади наивный романтизм, который его теперь тяготил и от которого он хотел избавиться. У неоимпрессионистов искусство обратилось в прикладную науку, подчиненную определенным законам — как это далеко отстоит от изначального бунтарства молодых художников!

Увлечение Писсарро пуантилизмом привело к его разрыву с Моне, Ренуаром, Дега и встретило довольно прохладное отношение Дюран-Рюэля. Но Писсарро упорно отстаивает новую технику и даже излагает в письме Дюран-Рюэлю свои теоретические соображения насчет неоимпрессионизма. Впрочем, манеру письма Писсарро правильнее назвать дивизионизмом, а не пуантилизмом: его мазок имел скорее форму запятой, а не точки.

Примерам дивизионизма Писсарро могут служить картины 1886 года «Железная дорога в Дьеппе» и «Дом глухой женщины и колокольня в Эраньи.

Камиль Писсарро. Дом глухой женщины и колокольня в Эраньи. 1886. Музей искусств, Индианаполис
Камиль Писсарро. Дом глухой женщины и колокольня в Эраньи. 1886. Музей искусств, Индианаполис
Камиль Писсарро. Железная дорогая в Дьеппе. 1886. Частная коллекция
Камиль Писсарро. Железная дорогая в Дьеппе. 1886. Частная коллекция

В 1888–1889 годах материальное положение Писсарро улучшается, цены на его картины растут. Он пытается совмещать неоимпрессионизм с четким рисунком, его перестает удовлетворять техника нанесения цветных точек на холст: она отнимает много времени, да и картине придает ненужную статичность и тяжеловесность, и попытка заменить точку запятой не помогла. Пуантилистский период 1886–1888 годов у Писсарро заканчивается, и он обращается к прежним принципам работы.

В 1890 году Писсарро окончательно возвращается к эскизной манере и отходит от неоимпрессионистов. Сам он признавался в письмах, что пытался в это время вновь обрести то, что потерял, не утратив при этом того, чему успел научиться. Он понял, что научный подход к изобразительному искусству лишает живопись свободы и вдохновенности. Рассматривая свои старые произведения, Писсарро отмечает их достоинства, которые не сумел развить. В это же время у него обнаруживается болезнь глаз, от которой он будет страдать до конца жизни.

Картины Писсарро плохо продаются, поэтому он, следуя совету Дюран-Рюэля, зарабатывает на жизнь росписью вееров. В 1890-х годах Писсарро много путешествует. Он несколько раз посещает Лондон, где создает яркие эскизные полотна, явно наслаждаясь светом и цветом. В 1894 году он пишет виды Кнокке в Бельгии, в начале 1900-х годов — Море, посещает Труа, Лион, Амстердам. В феврале 1892 года у Дюран-Рюэля открылась большая выставка Писсарро, в результате которой все картины были распроданы. В ноябре 1892 года художник соглашается предоставить Дюран-Рюэлю исключительное право на свои работы. В это время Писсарро вдохновенно пишет одну картину за другой, несмотря на то, что у него все больше болят глаза. Его окрыляет успех у публики и тот факт, что он добился наконец материального благополучия.

Писсарро создает серию видов Парижа, на которых запечатлена суета городских улиц, оживленное движение экипажей и прохожих. Эти виды отличаются необычным ракурсом: Писсарро писал в гостиничных номерах, глядя на улицу из окна (из-за болезни глаз он не мог работать на пленэре), и это житейское обстоятельство во многом определяло композицию и мотивы его картин.

Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр зимним утром. 1897. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр зимним утром. 1897. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Отпечаток системы, которой Писсарро был верен в период увлечения неоимпрессионизмом, ощущается и в его поздних работах, которые отличает некоторая упорядоченность, четко обозначенная перспектива, при обычном для импрессионизма трепете света и теней и легкости мазка. Писсарро пытается найти некую единую гармонию и цельность зрительного впечатления, но это удается сделать только в ущерб прежней свободе и поэтичности.

В 1896 году Писсарро работал в Руане, ощущая прилив творческой энергии. Через два года он вновь приехал сюда, и результатом этих поездок стала серия видов города. Архитектурные мотивы сообщают этим картинам величественную гармонию — в противовес парижским видам, которые отличаются эскизностью, нарочитой небрежностью. В Руане Писсарро совершенствовал свое мастерство, создавая вариации одних и тех же сюжетов при разном освещении и в разную погоду. Наиболее известны три картины, изображающие улицу Эписери. На одной из них («Руан, улица Эписери (эффект солнечного света)») запечатлена многолюдная толпа, собравшаяся на рыночной площади, на двух других улица пуста.

Камиль Писсарро. Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света). 1898. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Камиль Писсарро. Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света). 1898. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Писсарро по-прежнему любит природу и сельские пейзажи. Его все так же вдохновляют очертания деревьев и закаты в Эраньи, к которым он регулярно возвращается. С явным наслаждением он работает в Дьеппе: его «Ярмарка в Дьеппе солнечным утром» оставляет впечатление грандиозности, движения, торжества цвета и самой жизни.

Камиль Писсарро. Ярмарка в Дьеппе солнечным утром. 1871. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Камиль Писсарро. Ярмарка в Дьеппе солнечным утром. 1871. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-8

В книге «Импрессионисты: любимые картины (футляр)» (12+) из серии «Искусство (футляр)» Паола Волкова исследует творчество Моне, Ренуара, Дега и других мастеров, которые изменили само понимание живописи. Автор анализирует художественный язык с позиции искусствоведа, раскрывая философию и методы творцов, которые научились передавать время и пространство через цвет и фактуру:

«Читай-город»

Ozon

Wildberries

Музеи
137 тыс интересуются