Найти в Дзене
Все включено

Как работают алгоритмы Дзен и в чем ключ к большим просмотрам: мои наблюдения новичка

Оглавление

Я пришёл на Дзен совсем недавно, моя первая статья вышла 7 июня 2025 года. Поэтому я не претендую на экспертность или истину в последней инстанции. Но за это короткое время у меня уже сложилось некоторое понимание о том, как работают алгоритмы Дзена и от чего зависят просмотры.

Я не утверждаю, что знаю всё, но хочу поделиться тем, что заметил сам и возможно это окажется полезным тем, кто тоже делает первые шаги.

А почему я считаю что мои наблюдения верны я постараюсь объяснить ближе к концу статьи и подкрепить это конкретными примерами.

Алгоритмы Дзена: что видно новичку

Сразу скажу: алгоритмы Дзена это нечто вроде "черного ящика". Мы не видим, как именно работает внутренняя кухня платформы, но можно предположить по косвенным признакам:

1. Алгоритм «любит» категории

Ещё одно наблюдение, которое я быстро сделал: статья, которую алгоритм может однозначно привязать к категории, получает больше охвата, чем та, которая остаётся «вне жанра».

2. Уникальная тема = шанс выйти в поисковик

Один из интересных инсайтов, который я заметил в процессе: часть открытий приходит не из Дзена, а из поисковиков и в первую очередь из Яндекса.

Даже если статья не "взорвалась" в ленте Дзена, она всё равно может жить и набирать просмотры через поиск. Поэтому очень важно перед публикацией проверять тему в поисковике. Просто вбейте в Яндекс (или Google) предполагаемый заголовок или ключевые фразы и посмотрите что выдается.

3. Статьи живут недолго, но очень мощно

Бывало ли у вас такое: вы просыпаетесь, открываете статистику канала, а там резкий всплеск просмотров и дочитываний, буквально взрыв активности?

Если да, то поздравляю, вы попали в рекомендательную ленту Дзена либо в поисковую выдачу Яндекса по актуальному запросу.

В такие моменты можно наблюдать, как статья за пару часов набирает сотни (а иногда и тысячи) просмотров. Это самый настоящий "пик" и длится он, как правило, не долго.

Примеры выводов из наблюдений

Чтобы это не звучало как пустая теория, приведу конкретный пример из моего опыта. Думаю, он сам за себя говорит.

Алгоритм «любит» категории

Я маленький автор на Дзене и даже 5 дочитываний это уже хороший результат для меня. Но! У меня есть статьи-рекордсмены, которые резко выбились из общей статистики. И у них был один общий признак, алгоритм смог их чётко "приклеить" к конкретной категории.

-2

Если интересно, то можете ознакомиться с ними:

P.S. Пока писал материал заметил, что с Рунета и Культурного слоя сняли категорию, но раньше там была техника и история.

Конечно тут есть нюанс, не всегда алгоритм правильно распознаёт суть статьи.

Я написал материал под названием «Пиррова победа. Итоги ближневосточного конфликта между Израилем и Ираном», где разбирал итоги конфликта между Израилем и Ираном, рассматривал политический и военный контекст, делал акцент на последствиях для региона и мировой дипломатии с нейтральной стороны.

Что делает Дзен? Присваивает статье категорию "Как живут в Иране".

-3

Звучит, мягко говоря, забавно. Ни про быт, ни про культуру, ни про повседневную жизнь речь не шла, только про политику, экономику и конфликты не только про Иран, но и про Израиль.

И да, пока писал статью заметил как "скачут" категории.

На неделе написал две статьи про цифровой рубль, в первой верхнеуровнево разобрал что он из себя представляет и какие цели преследует, а во второй подался в геополитику. Категория у одной статьи была определена алгоритмом как "Экономика", у второй "Нумизматика". Сегодня у обеих "нумизматика" и есть закономерный вопрос, а причем здесь нумизматика? Но да ладно...

-4
-5

Уникальная тема = шанс выйти в поисковик

Любопытно, что основная часть значимых открытий статьи происходит не благодаря ленте Дзен, а через поисковик.

-6

На скриншоте отлично видно как кол-во открытий кратно превышает показы в самом Дзен, правда есть и обратная сторона с Культурным слоем. Там я думаю сыграл фактор привязки к категории.

Парадокс Дзена

Это то, с чем сталкивается, наверное, каждый новичок, в том числе и я. Алгоритмы Дзена устроены так, сложно предугадать что выстрелит и выстрелит ли вообще. Парадоксально, но именно те статьи, в которых я был наиболее уверен, остались без внимания, тогда как материалы, созданные для галочки, неожиданно получили наибольший отклик.

Проблема в том, что стабильно «выстреливать» невозможно. Чтобы появились дочитывания, нужно попасть в фокус алгоритма, а для этого нужны подписчики. Но подписчики появляются только тогда, когда есть дочитывания, замкнутый круг.

Кроме того, стоит понимать, что Дзен это своего рода рынок, где каждый пытается "продать" свой контент. Большинство пользователей это тоже авторы и каналы, которые хотят продвинуться. Из-за этого конкуренция очень высокая, и именно поэтому заставить алгоритм заметить тебя задача не из лёгких.

Но когда он тебя замечает, ты понимаешь что жизнь в Дзене действительно есть. Алгоритмы действительно работают, просто нужно поймать ту самую волну. И это возможно даже начинающему автору.

Так что все ежедневные размышления, заметки и поиски идей не впустую.

Нужно просто продолжать.

Найти «своё».

Писать.