В 2015 году Алена Верди, чей настоящий паспорт гласил Антонина Горбунова, обосновалась в Краснодаре и быстро начала свою деятельность: сняла несколько помещений в подвальном этаже жилого дома, активно продвигала свои услуги через средства массовой информации и наружную рекламу, создала аккаунты в социальных сетях.
В то время, по словам многих женщин в Краснодарском крае, наиболее известным пластическим хирургом была именно Алена Верди – её мастерски раскручивали.
Многие рассуждали, что наличие больших рекламных щитов 3х6 метров говорит о финансовой состоятельности Верди, а деньги, в свою очередь, воспринимались как признак высокого профессионализма.
Сначала Верди предлагала клиенткам инъекции ботокса для разглаживания морщин, но вскоре перешла к более сложным хирургическим вмешательствам. По рассказам пациенток, нередко операции проводились на дому – в квартире, где вместо кухонных принадлежностей можно было найти хирургические инструменты.
Несмотря на заявления о медицинском образовании, выпускница РУДН и краснодарской медицинской академии, попытки краснодарских следователей подтвердить подлинность дипломов, представленных Аленой Верди, не увенчались успехом: ни одно из учебных заведений, где, по её словам, изучалась хирургия, нейрохирургия и пластическая хирургия, не подтвердило факт её обучения.
Ситуация приобрела окончательную ясность в мае 2020 года, когда Алана Мамаева, супруга футболиста и активистка в сфере пластической хирургии, опубликовала в соц. сети документ, в котором Алена Верди призналась, что в 2013 или 2014 году у неё возникло желание стать хирургом, но отсутствовало необходимое образование, поэтому она приобрела диплом за 150 тысяч рублей, не предпринимая попыток получить знания.
По словам лжехирурга, она приобрела опыт, работая ассистенткой в частных клиниках Киева и Москвы, однако многие названия клиник и имена наставников уже стёрлись из памяти.
«Я не придавала значения и не предполагала, что информация о поддельном дипломе станет достоянием общественности и будет проверена», – заявляла Алена Верди. Когда она почувствовала себя достаточно подготовленной, переехала в Краснодар и устроилась в частную клинику. Однако там потребовали предоставить документы об окончании ординатуры или интернатуры.
Небольшая сумма денег, переведённая на сомнительный ресурс, и через несколько дней Алена Верди стала владелицей дипломов и сертификатов, якобы подтверждающих её квалификацию пластического хирурга.
Страничка Алены Верди в «ВК» пестрела фотографиями до и после пластических операций, с надписями вроде «С любовью к людям» и «Новый день – новая красота».
Большинство снимков датировались 2017 годом – годом, запомнившимся лжехирургу трагическим случаем. После абдоминопластики одна из пациенток скончалась, а Верди отделалась лишь штрафом и продолжила свою практику на дому.
В том же году пострадала и другая клиентка Алены Верди, что в 2019 году привело к возбуждению уголовного дела.
Поначалу Верди отрицала свою вину и даже пыталась бежать в Израиль (её задержали в аэропорту Краснодара), но в итоге признала свою вину.
Изначально дело касалось одного эпизода, но к нему постоянно добавлялись новые. В апреле 2020 года Алена Верди обвинялась в семи случаях оказания медицинских услуг, не соответствующих требованиям безопасности, что привело к тяжким последствиям для здоровья пациентов. Ей грозило до шести лет лишения свободы.
«В 2016 году я сделала липосакцию. У меня остался бугор в области паха. Я обращалась в клинику, где мне проводили операцию. Врач осмотрел меня и сказал: «Не беспокойтесь, это мышца, так и выглядит после операции». Я ходила так какое-то время, но потом меня это начало настораживать.
Я сделала УЗИ. Выяснилось, что это не мышца, а что-то неопознанное», – рассказывала одна из пострадавших.
Другая пациентка, продав ради абдоминопластики свой автомобиль, полгода провела в мучительных болях: половые органы поднимались, а кожа по бокам напоминала хвост рыбы.
Несмотря на это, она решилась на ещё одну операцию – на подбородке, находясь, по её словам, под гипнозом. Она утверждала, что верила словам Верди, которая объясняла все осложнения как нормальное явление.
Алена Верди привлекала клиентов заманчивыми скидками, поддерживала с ними дружеские отношения, убеждала и иногда унижала, говоря, что поможет даже тем, кто не обладает выдающейся внешностью. Ей доверяли.
Одна пациентке Верди посоветовала исправить подбородок, назвав его «свиным», другой рекомендовала блефаропластику из-за «грустного» взгляда. После операции стилист-визажист Евгения Лановая год не могла закрыть глаза, а вокруг них образовались шрамы.
«Я перенесла три операции. Во время второй оторвался большой кусок кожи. После зашивания глаза вывернулись, и я выглядела ужасно», – делилась пациентка с журналистами.
В одном из интервью Артем Черниенко, назвавший себя другом Алены Верди, рассказал, что она не только проводила операции, но и иногда делала надрезы на собственном теле.
«Как-то мы сидели на кухне и разговаривали. Алена встала, сделала себе прокол, быстро откачала жир с ног и заклеила это медицинским клеем», – вспоминал Артем.
В другой раз у Алены в магазине неожиданно начала течь лимфа. Оказалось, что она ранее сделала надрез, но клей не сработал. Проблему она решила просто: дома убрала лимфу и заклеила порез.
«Она была одержима идеей быть врачом. «Я же хирург!» – постоянно повторяла, убеждая, что никто не сделает работу лучше неё. Мне кажется, она таким образом пыталась самоутвердиться как специалист. Поэтому все липосакции на животе и ногах она делала сама. Уши тоже переделывала своими руками, и на лице у неё остались большие шрамы», – говорил друг Верди. По его мнению, Алену нужно было лечить, а не сажать в тюрьму.
Первое судебное заседание по делу лжехирурга было назначено на 4 июня 2020 года в Ленинском районном суде Краснодара, но было перенесено из-за госпитализации Верди 1 июня в одну из больниц города.
15 июня, после двух недель пребывания в реанимации, Алена Верди скончалась от обширного инсульта. Она так и не вышла из комы, вызванной передозировкой инсулина, и не признала свою вину.
В связи со смертью лжехирурга уголовное дело было прекращено. Однако, как стало известно, ещё находясь в СИЗО, Алена Верди написала письмо Анастасии Исмаиловой, бывшей пациентке, в котором упрекнула её в стремлении добиться наказания и сообщила, что сидеть не намерена.
«Ты довольна? Шесть лет достаточно? Или мало? Как ты думаешь? Но разочарую я тебя, извини. Не буду я сидеть. Буду лежать. Успокоенно, смиренно и уже ни о чем не думать», – написала Алена Верди.