Найти в Дзене
Lace Wars

Сахарный дворец в огне

Оглавление

Барон, любовь и тонны сахара

В начале XX века остров Негрос на Филиппинах был не просто островом. Это была сахарная империя, построенная на вулканической почве и человеческом поте. Влажный, жаркий климат создавал идеальные условия для выращивания сахарного тростника, а предприимчивые землевладельцы, так называемые «гасиендеро», превратили этот дар природы в источник баснословных, почти неприличных богатств. Они не были просто фермерами. Они были феодалами нового времени, плантаторами-аристократами, чья власть и влияние простирались далеко за пределы их бескрайних, уходящих за горизонт полей. Их слово было законом, их прихоти исполнялись беспрекословно, а их жизнь была чередой пышных празднеств, деловых интриг и семейных союзов, укреплявших династии. Одним из самых могущественных и уважаемых среди них был дон Мариано Ледесма Лаксон, человек, чья история стала легендой, а дом — символом.

Дон Мариано был человеком своего времени и своего класса. Наследник огромного состояния, он не просто прожигал его, а приумножил с деловой хваткой и размахом, достойным американских баронов-разбойников. Его плантации в муниципалитете Талисай, расположенном к северу от города Баколод, занимали тысячи гектаров плодороднейшей земли. На них от рассвета до заката трудились сотни «сакадас» — сезонных рабочих, чьи жизни были так же далеки от роскоши хозяйского дома, как земля от неба. Но в его жизни была не только работа, не только подсчет прибыли от проданных пикулей сахара. Была и любовь. Его женой стала Мария Брага, молодая красавица португальского происхождения из Макао. Их встреча была случайной, во время одного из путешествий дона Мариано, но искра, проскочившая между ними, оказалась настоящей. Мария, с ее европейскими манерами и утонченной красотой, стала идеальной парой для филиппинского магната. Их брак, заключенный в начале 1910-х, был на редкость счастливым и, что немаловажно для клана Лаксонов, плодовитым. За короткий срок Мария родила мужу десятерых детей: восемь дочерей и двух сыновей. Семья жила в достатке и гармонии в своем большом старом доме, который был центром светской жизни всего региона. Но идиллию, казавшуюся вечной, прервала жестокая и внезапная трагедия.

В 1920 году, во время родов их одиннадцатого ребенка, маленькой девочки, Мария умерла. Ребенок выжил, но мать спасти не удалось. Для дона Мариано, обожавшего свою жену, это был сокрушительный удар. Мир, казавшийся таким прочным и упорядоченным, рухнул. Убитый горем, он нашел утешение в идее, которая захватила его целиком. Он решил построить новый дом, который стал бы не просто жилищем для его осиротевшей семьи, а вечным памятником его ушедшей любви, материальным воплощением его скорби и преданности. Он не жалел денег. Проект был заказан у лучших архитекторов. Строительные материалы везли со всего мира: стальные балки из Гонконга, плитку ручной работы из Испании, лучший каррарский мрамор из Италии, ценные породы дерева для отделки. Дон Мариано лично контролировал каждую деталь, от фундамента до последнего штриха в отделке. Он хотел, чтобы особняк стал воплощением его чувств, поэмой, застывшей в камне, вечным напоминанием о женщине, которая была светом его жизни.

Итальянская мечта в филиппинских джунглях

Строительство продолжалось несколько лет, превратившись в настоящую эпопею. На месте старого, более скромного дома, вырос великолепный двухэтажный особняк, чьи архитектурные формы были так не похожи на все, что строили в округе. Это был чистый, незамутненный стиль итальянского ренессанса, словно кусочек Флоренции или Рима был волшебным образом перенесен в тропические реалии острова Негрос. Местные жители, пораженные размахом и красотой строения, тут же прозвали его «Тадж-Махалом Негроса». И это не было преувеличением. Подобно тому как индийский падишах построил мавзолей в память о своей жене, так и филиппинский сахарный барон воздвиг дворец в честь своей. Особняк поражал своим изяществом и роскошью. Фасад украшали стройные, высокие колонны, на капителях которых была выгравирована переплетенная двойная буква «М» — инициалы Мариано и Марии. Это была его личная печать, знак их вечного, неразрывного союза, который не смогла прервать даже смерть.

Внутри особняк был не менее великолепен. Просторные залы с высокими потолками, которые дарили прохладу в изнуряющую жару, полы, выложенные искусной испанской плиткой, создававшей причудливые узоры. В доме было десять спален — по одной для каждого из выживших детей. Сердцем дома был огромный салон, где стоял рояль и где семья собиралась по вечерам. Здесь же принимали гостей, устраивали музыкальные вечера и танцы. А на крыше располагалась смотровая площадка, своего рода бельведер, откуда открывался захватывающий вид на бескрайние плантации сахарного тростника и где, по преданию, дон Мариано со своими детьми любили наблюдать за огненными закатами, вспоминая Марию. Особняк был окружен пышным, ухоженным садом, где росли экзотические цветы и где был разбит фонтан, журчание которого успокаивало и настраивало на лирический лад.

Это был не просто дом. Это был театр, великолепная сцена для жизни богатой и влиятельной семьи. Здесь устраивались пышные приемы, на которые съезжались все сливки общества острова Негрос. Играла музыка, лилось рекой шампанское, заключались сделки на тысячи тонн сахара. Дети дона Мариано росли в атмосфере роскоши и вседозволенности, не зная ни в чем отказа. Но над всей этой блестящей мишурой, над смехом и звуками музыки незримо витала тень ушедшей хозяйки. Говорят, дон Мариано так и не оправился от ее потери. Он остался холостяком на долгие годы, посвятив себя детям и управлению своей сахарной империей. И каждый вечер, глядя на закат с крыши своего дворца, он до конца своих дней искал ее черты в облаках, окрашенных в цвета угасающего дня над его бескрайними сахарными полями.

Война приходит в рай

Два десятилетия особняк Лаксонов был центром мира, символом процветания и стабильности для всего региона. Но в декабре 1941 года этот мир, казавшийся таким незыблемым, рухнул. Японская империя, начав войну на Тихом океане с вероломного нападения на Перл-Харбор, вторглась на Филиппины, которые в то время были подопечной территорией США. Райский остров Негрос, как и вся страна, оказался под пятой оккупантов. Японцев интересовал не только стратегический контроль над территорией, но и ее ресурсы, в первую очередь — сахар, который был необходим для производства спирта, использовавшегося в военных целях.

Для сахарных баронов, привыкших быть полновластными хозяевами на своей земле, настали тяжелые времена. Японская военная администрация реквизировала урожай, устанавливала свои порядки, не считаясь с местными законами и традициями. Любое сопротивление или неповиновение жестоко подавлялось. Постаревший дон Мариано, к тому времени, после многих лет вдовства, все же снова женившийся, оказался перед сложным выбором. Он был патриотом своей страны и не собирался сотрудничать с захватчиками. Его лояльность принадлежала Филиппинам и Соединенным Штатам, чьи флаги развевались над его землей десятилетиями.

Вскоре до него дошли слухи, которые подтвердили его худшие опасения. Японское командование, оценив красоту и стратегическое расположение его великолепного особняка, присмотрело его для размещения своего штаба на острове. Для дона Мариано это было немыслимо. Мысль о том, что в доме, построенном в память о его любимой Марии, в комнатах, где росли его дети, будут хозяйничать вражеские офицеры, что японский флаг будет развеваться над крышей его дворца, была для него невыносима. Этот дом был для него святыней, символом его любви, его семьи, его чести. Отдать его на поругание врагу он не мог. Это было бы предательством по отношению к памяти его жены и к самому себе. Он должен был действовать, и действовать решительно.

Огонь очищения

Дон Мариано принял решение, которое повергло в шок многих его современников, но которое навсегда вписало его имя в историю филиппинского сопротивления. Он связался с бойцами зарождавшегося партизанского движения, которое действовало в горах Негроса. Это были в основном местные жители, бывшие солдаты филиппинской армии, отказавшиеся сдаться японцам, и простые крестьяне, взявшиеся за оружие. Он передал им свой приказ, свою просьбу, свою мольбу: сжечь его дом дотла. Он предпочел увидеть свое творение в руинах, чем под властью врага.

Партизаны выполнили приказ. Однажды ночью, под покровом темноты, они окружили особняк, вежливо, но настойчиво вывели оттуда слуг и немногочисленных членов семьи, которые там оставались, и подожгли его. Говорят, перед этим они тщательно облили стены и полы бензином или керосином, чтобы огонь был сильнее и не оставил камня на камне. Особняк, построенный из лучших и самых прочных материалов, не сдавался. Пожар бушевал три дня и три ночи. Деревянные перекрытия, роскошная мебель из ценных пород дерева, великолепный паркет, оконные рамы, двери — все было поглощено ненасытным пламенем. Огонь был виден за много километров, озаряя ночное небо жутким багровым светом. Но когда пламя, наконец, утихло, и утренний туман рассеялся, на пепелище остался стоять бетонный каркас.

Стены, отлитые из бетона высочайшего качества, армированного сталью, стройные колонны с инициалами «ММ», несущие конструкции — все то, что было сделано из камня и металла, выдержало испытание огнем. Особняк был мертв, его душа, его тепло улетучились вместе с дымом, но его призрак, его гордый скелет, продолжал стоять посреди выжженной земли, как символ несгибаемого духа его хозяина. Дон Мариано добился своего: враг не получил его дом. Он принес свою величайшую материальную ценность, свое самое дорогое творение, в жертву на алтарь войны, превратив памятник любви в вечный памятник сопротивления и патриотизма.

Руины, которые живут

После окончания войны и освобождения Филиппин семья Лаксон не стала восстанавливать особняк. Он так и остался стоять, как открытая рана, как молчаливый свидетель трагических событий. Дети дона Мариано разъехались, кто-то уехал в Манилу, кто-то за границу. Сахарная империя, как и весь уклад жизни старых гасиендеро, постепенно приходила в упадок. Руины зарастали травой и дикими лианами, превращаясь в романтическое и немного жуткое место, которое будоражило воображение местных жителей и обрастало легендами о призраках.

Новую жизнь в них вдохнули уже в начале XXI века. Один из потомков дона Мариано, Рэймонд Джавеллеза, женатый на правнучке сахарного барона, решил превратить руины в нечто большее, чем просто заброшенный остов. Он увидел в них не только семейное наследие, но и уникальный туристический потенциал. Он выкупил землю у других наследников, тщательно расчистил территорию, укрепил ветхие конструкции, чтобы сделать их безопасными для посетителей, и провел эффектное освещение. Идея оказалась гениальной. Руины, получившие официальное название «The Ruins», стали одной из главных достопримечательностей не только острова Негрос, но и всех Филиппин.

Сегодня это место притягивает тысячи туристов со всего мира. Днем они бродят по остаткам залов, где когда-то звучала музыка, фотографируясь на фоне изящных арок и колонн, увитых зеленью. А вечером, когда включается подсветка, руины преображаются. Освещенный изнутри теплым светом, бетонный скелет на фоне темного южного неба выглядит почти так же величественно и волшебно, как и сто лет назад. На территории открыт небольшой ресторан, где можно поужинать с видом на это рукотворное чудо. Здесь проводятся свадьбы, модные показы и концерты. История любви, смерти и войны превратилась в успешный бизнес-проект и в объект национального достояния. Так сахарный дворец, построенный в память об одной женщине и сожженный во имя свободы, обрел бессмертие, став самым красивым и самым трагичным призраком Филиппин.