Он был одним из тех, кого считали настоящим «волкодавом» в борьбе с внутренними врагами Советского Союза. Действовал всегда моментально, не задерживаясь, даже если появлялась неожиданная возможность арестовать того, кто уничтожал свой же народ. Огромную помощь оказывали те, кому случайно повезло выжить в годы оккупации. Они обращались в органы госбезопасности. Если попадали на Нахмана Душанского, предатель точно не уходил от возмездия.
Калман Лурье приехал в родной Шауляй в надежде – если ему удалось пройти всю войну, ведь справедливо же будет, что его встретит жена с детьми! Но его дом стоял пустым и разграбленным. Соседи-литовцы назвали фамилию того, кто лично привёл немцев на расправу с его семьёй. У него появилась мечта, узнать, где этот человек? Но из города, где всё напоминало о родных, Калман уехал.
Быть может «высшие силы» услышали, сколь велико было его желание. Как бы то ни было, возвращаясь в Каунасе поздно с работы, он случайно столкнулся именно с тем, кто лишил его родных. Невероятным усилием воли подавив в себе чувства, Лурье спокойно спросил, как удалось Стасису выжить в оккупацию? Тот легко ответил: «Повезло». А потом сослался на то, что в горисполкоме много работает, устал, а ещё и дома ждут дела, заторопился. Напоследок извинился и сказал, что ещё поговорят. После этого шмыгнул в переулок.
Не в силах дожить до утра, Лурье среди ночи прибежал на квартиру к Душанскому. Он хорошо знал, насколько честен этот человек и непримирим к нацистским пособникам. И рассказал всё.
К началу рабочего дня Душанский, его коллега и товарищ Ионас Матулайтис и Лурье в штатской одежде на «виллисе» подъехали к горисполкому. Люди проходили на работу через проходную медленно. И вот Лурье показал на нужного человека. Душанский и Матулайтис прошли внутрь. Заметили, как бывший пособник нацистов заходит в личный кабинет, на котором табличка «Начальник отдела строительства». А в приёмной уже собрались посетители на приём к нему.
Чекисты вышли на улицу. Нахман поинтересовался, уверен ли Калман, что это тот самый нелюдь, который расправился с его семьёй? Ведь на дверях была табличка совсем с другой фамилией. Лурье был уверен в своих словах.
Тогда не теряя времени Душанский и Матулайтис вошли в кабинет к хорошо устроившемуся бывшему карателю, предъявили документы и произвели арест. Он был настолько потрясён и испуган, что тут же непроизвольно «надул в штаны». А дальше признания полились из него потоком. Рассказал он и о том, как и где он лично расправился с семьёй Лурье, и привёл следователей на то самое место.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Данные на него были переданы в суд. Ещё не закончилась война, а бывший каратель сумел пролезть в начальники, но был разоблачён. Помилования для тех, у кого на руках была кровь советских людей, не предусматривалось. Для Нахмана Ноаховича (Николая Николаевича) Душанского это был лишь один маленький эпизод в той борьбе, которую он вёл с недобитками националистов на своей Родине.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.