Найти в Дзене
частные суждения

Типичный перестроечный советский фильм — в 1983 году.

Представьте себе фильм со следующим сюжетом. Главный герой — талантливый инженер, на нём держится весь отдел, если не НИИ в целом. Его коллеги в отделе откровенно пинают балду, сваливая всю работу на героя, начальство третирует, подпевала начальства, она же местная активистка, всячески гнобит. Но однажды у героя открывается талант экстрасенса. Его немедленно берут в оборот дельцы теневого бизнеса, но потом герою всё-таки удаётся пробиться на официальную эстраду. В итоге герой теряет последние остатки совести, уходит из семьи и тупо рубит бабло, оболванивая со сцены советских граждан. Только упоминание по телевизору истории некоего церковного святого пробуждает в герое что-то человеческое и он возвращается к жене и дочери. У человека, не знающего в каком году снят этот фильм, первая ассоциация, конечно, будет с Кашпировским и Чумаком, а сам сюжет покажется типичным перестроечным обличением советских реалий. Особенно если учесть, что в фильме есть обнажёнка (весьма умеренная, но всё же

Представьте себе фильм со следующим сюжетом. Главный герой — талантливый инженер, на нём держится весь отдел, если не НИИ в целом. Его коллеги в отделе откровенно пинают балду, сваливая всю работу на героя, начальство третирует, подпевала начальства, она же местная активистка, всячески гнобит. Но однажды у героя открывается талант экстрасенса. Его немедленно берут в оборот дельцы теневого бизнеса, но потом герою всё-таки удаётся пробиться на официальную эстраду. В итоге герой теряет последние остатки совести, уходит из семьи и тупо рубит бабло, оболванивая со сцены советских граждан. Только упоминание по телевизору истории некоего церковного святого пробуждает в герое что-то человеческое и он возвращается к жене и дочери.

Слева — главный герой, справа — его сосед-алкаш.
Слева — главный герой, справа — его сосед-алкаш.

У человека, не знающего в каком году снят этот фильм, первая ассоциация, конечно, будет с Кашпировским и Чумаком, а сам сюжет покажется типичным перестроечным обличением советских реалий. Особенно если учесть, что в фильме есть обнажёнка (весьма умеренная, но всё же) и даже упоминается стриптиз, который во сне главного героя исполняла та самая язва-общественница, липнущая к начальнику отдела.

Начальник НИИ в финальной сцене.
Начальник НИИ в финальной сцене.

Более того в фильме накал обличения советских реалий, прямо скажем, зашкаливает. Чего стоит директор НИИ (его играет не кто-нибудь, а Евгений Леонов), немедленно увольняющий героя, как только тот отказывается проституировать свой сверхъестественный талант в угоду интересам руководства. А также комиссия, которая сперва отказывается выпускать героя на сцену потому, что в транслируемых им снах есть сюрреалистические образы, намекающие на творчество Сальвадора Дали. Согласие получено только после того, как достигнут компромисс — герой соглашается выставлять зрителей персонажами дозволенных советской властью «Трёх мушкетёров». Да и то ему потом некий солидный человек предъявляет претензии, что он в этом видении оказался кардиналом Ришелье, а не кем-то из положительных персонажей.

Постер фильма.
Постер фильма.

Кстати, при желании фильм «Уникум» (он был снят на студии «Ленфильм» в 1983 году) можно счесть предсказанием не только бума популярных экстрасенсов в конце 1980-х, но и, к примеру, компьютерных игр. Один из второстепенных персонажей — молодой человек, потерявший представления о реальности и желающий постоянно жить в навеянных главным героем мушкетёрских снах, чертовски похож на типичного игромана, полностью погружённого в какую-нибудь сетевую игру.

Иллюстрация к рассказу Г. Уэллса «Человек, который мог творить чудеса».
Иллюстрация к рассказу Г. Уэллса «Человек, который мог творить чудеса».

Сам по себе сюжет о человеке, внезапно получившем возможность творить какие-нибудь чудеса, совсем не нов. Вспомнить хотя бы рассказ Герберта Уэллса, который так и назывался: «Человек, который мог творить чудеса», он был опубликован в конце XIX века. Этот рассказ в Советском Союзе тоже экранизировали, но в виде мультфильма — в 1969 году. Только у Уэллса творились чудеса глобального масштаба, а в фильме «Уникум» герой умел всего-навсего транслировать окружающим свои сны.

Кадр с кастрюлей.
Кадр с кастрюлей.

Ещё одна забавная деталь — когда этот его талант начинает создавать проблемы, герой на сон грядущий надевает на голову кастрюлю. Сейчас ему посоветовали бы более простое решение в виде шапочки из фольги. Впрочем, в фильме экранировка не помогает.

Галина Волчек в роли активистки.
Галина Волчек в роли активистки.

Откуда режиссёр Виталий Мельников взял сюжет фильма, неужели сам придумал? Нет, фильм является экранизацией повести Александра Житинского «Снюсь», опубликованной в литературном журнале «Нева» в апреле 1981 года. По словам режиссёра, у фильма была трудная судьба, целые эпизоды из него беспощадно резали. В результате, например, зритель видит в одном из снов героя сотрудниц его отдела в купальниках, но не видит того самого стриптиза (учитывая комплекцию и возраст дамы, которая во сне героя его исполняла — наверное, оно к лучшему, иначе ночные кошмары зрителям кинокартины были бы обеспечены), а только слышит упоминание о нём. Мельников вспоминал:

«Только названий у фильма сменилось четыре: «Снюсь» — не годится, «народу будет непонятно». «Баиньки» — как-то игриво, «ЧП в НИИ» — этого нам только не хватало! На названии «Уникум» редакторы утомились и остановились»…

Постер фильма.
Постер фильма.

Фильм большой известности не получил ни тогда, ни впоследствии. Хоть в нём снимались весьма известные киноактёры: кроме упомянутого Леонова ещё и Иннокентий Смоктуновский, Галина Волчек, Юрий Богатырёв… однако почему-то зрители этот фильм так и не оценили, слишком уж он получился странным.