Найти в Дзене
ПАТРИОТ

«Ту-214 как не было, так и не будет?» Что происходит с производством главного российского лайнера, и при чём здесь 6 миллиардов

Оглавление

Ещё совсем недавно о Ту-214 говорили как о главной надежде российского авиастроения.

Но реальность оказалась жестче заголовков. В 2025 году Ту-214 до сих пор собирается в единственном числе в год. Обещанные 10–20 машин — пока что просто цифры на бумаге.

А теперь к этому добавился ещё один тревожный сигнал: без новых производств на Казанском авиазаводе серийное производство попросту невозможно. Так и сказал авторитетный источник «Бизнес Online», раскопавший причины торможения. Ситуация оказалась куда сложнее, чем казалось внешне.

🏗️ Почему без новых цехов Ту-214 останется в мечтах

Казанский авиационный завод (КАЗ), который входит в структуру ПАО «Туполев», готовится построить два новых производственных объекта:

  1. Литейный цех
  2. Цех по изготовлению изделий из композитов

Казалось бы, что тут такого? Литейка, композиты — звучит как технические детали. Но именно эти два объекта сегодня стали бутылочным горлышком для всего проекта Ту-214.

«Цеха на заводе формально есть, но они давно устарели. Они даже не попали в программы модернизации, которые сейчас идут по двум направлениям — военному и гражданскому», — отмечают журналисты.

Проще говоря, без этих двух объектов Ту-214 просто физически невозможно выпускать в нужных объёмах. Производственный цикл встанет, как только дойдёт до изготовления нужных деталей.

🔧 Почему именно литейка и композиты так важны?

Это не просто вспомогательные участки — это ключевые звенья всей цепочки.

  • Литейное производство нужно для выпуска элементов шасси, силовых узлов, элементов фюзеляжа и прочих узлов, где прочность важнее всего.
  • Композиты — это уже не роскошь, а необходимость. Без них не получится обеспечить современное соотношение прочности и веса. А значит — не будет ни нужной экономичности, ни надежности, ни конкурентоспособности.

Старые участки не справляются по производительности. Они устарели и по технологиям, и по оборудованию. А значит, пока они не будут заменены, никаких 10 или 20 Ту-214 в год просто не будет.

📉 Обещали серийное производство. А по факту?

На сегодня завод собирает один самолет в год. И хотя звучат обещания «разогнать сборку до 10–20 машин», без новых производств это невозможно даже теоретически.

«Если не решить данные вопросы, Ту-214 как не было, так и не будет», — прямо говорят в материале «Бизнес Online».

Это не просто журналистская метафора. Это констатация факта.

💰 Сколько нужно денег?

Строительство новых цехов — дорогое удовольствие. По самым скромным оценкам, речь идёт о 10 миллиардах рублей минимум. И это только на начало.

Пока никакой конкретики о финансировании нет. Ни со стороны «Ростеха», ни со стороны федерального бюджета. И без этих вливаний вся программа Ту-214 будет буксовать и дальше.

В ПАО «Туполев» от комментариев отказались, что, согласитесь, тоже говорит о многом.

📅 Когда ждать новые Ту-214?

Реально — не раньше 2027 года. И то, если всё пойдёт по плану.

На одном из судебных заседаний представитель ПАО «Туполев» прямо заявил, что поставка новых машин возможна только после 2027 года. Причина — завод перегружен: кроме гражданских машин, он ещё выполняет работы по военным самолётам, в том числе по стратегическим ракетоносцам.

⚖️ 6 миллиардов и суд: ещё один удар по программе

Как будто этого было мало — на голову авиазавода свалилась ещё и финансовая тяжесть в виде судебного иска от «Татнефти». Арбитражный суд Татарстана частично удовлетворил иск компании к АО «Туполев» и Казанскому авиазаводу на сумму более 6 миллиардов рублей (включая неустойку).

Изначально иск был подан на 5,6 миллиарда, но затем требования выросли ещё на 1,6 миллиарда по процентам. Речь шла о неосновательном обогащении и попытке признать недействительным один из пунктов договора.

То есть, пока одни говорят о возрождении авиапрома, завод находится в тяжёлом юридическом и финансовом положении, что напрямую влияет на его возможности.

🛩️ Немного справки: что такое Ту-214?

  • Разработан на базе Ту-204, с удлинённым фюзеляжем.
  • Рассчитан на перевозку до 210 пассажиров.
  • Дальность — около 9 300 км.
  • Использует российские двигатели ПС-90А, способные конкурировать по характеристикам с западными аналогами.
  • Считается одним из немногих действительно летающих российских дальнемагистральных лайнеров.

🤔 Почему так важно оживить Ту-214?

На фоне ухода Boeing и Airbus с российского рынка, Ту-214 мог бы стать реальной альтернативой. У него уже есть лётная история, отлаженная конструкция и полностью российская производственная база.

Но пока программа буквально висит на волоске. Без инвестиций, без обновления инфраструктуры, без решения финансовых споров — проект не взлетит.

🧠 А что с другими самолётами?

Стоит понимать: ставка на Ту-214 — вынужденная, но не единственная. Параллельно развиваются программы:

  • МС-21 — новый среднемагистральный лайнер, в том числе с отечественными композитами.
  • Ил-96 — тяжёлый широкофюзеляжный самолёт, тоже активно вспоминается как альтернатива Airbus A330.

Но пока все эти проекты либо в разработке, либо идут мелкими сериями. На сегодня единственная реально действующая альтернатива Boeing 757/767 — это Ту-214. И если его не вытянуть — пробел останется.

📌 Подведём итоги

  • Без новых цехов на Казанском авиазаводе серийное производство Ту-214 невозможно.
  • Никаких 10–20 самолётов в год не будет до 2027 года минимум.
  • Проблемы с финансированием и судебные тяжбы только усугубляют ситуацию.
  • Ту-214 — реальная альтернатива западным лайнерам, но его судьба сейчас под вопросом.

🔍 И напоследок

Ту-214 — это не просто самолёт. Это своего рода лакмусовая бумажка всего нашего авиапрома. Если мы не сможем развернуть его массовое производство, говорить о независимости от западной авиации будет рано.

А пока всё упирается не в чертежи, не в инженеров и не в пилотов. Всё упирается в два цеха, которых до сих пор нет. И пока не будет — Ту-214 как не было, так и не будет.

МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Автор канала недавно перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, прошел курс химиотерапии. Онкология 3 стадии. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене практически прекратилась.

Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.

-2

Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.

Ваша поддержка очень важна, и мы благодарны каждому из вас!