Картина «Венера и Амур» немецкого художника эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего стала самым первым обнажённым изображением античной богини в живописи Германии, да ещё и в натуральную величину. Она была написана в 1509 году.
Лукас Кранах Старший осмелился изобразить обнажённую Венеру под влиянием гуманистических идей, которые царили при дворе Саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, который стал его покровителем и пожаловал ему дворянство. В Саксонии Кранах с познакомился выдающимися людьми своего времени – идеологом Реформации Мартином Лютером и художником Альбрехтом Дюрером.
Картине «Венера и Амур» предшествовала гравюра, выполненная Кранахом под влиянием итальянских мастеров. Композиция самой картины более лаконична, на ней вместо пейзажа тёмный фон. Здесь прослеживаются как приметы Северного Возрождения, так и Южного: С одной стороны, тщательная проработка мельчайших деталей, с другой, гармоничность, и внимание к пропорциям.
Инициалы Кранаха и знак его мастерской – дракон – изображены на листе-обманке рядом с богиней.
Чтобы не так сильно шокировать современного ему зрителя, а может, чтобы его предостеречь, он поместил сверху надпись на латыни, которая переводится так:
Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера.
Позже в мастерской Кранаха было создано около 30 картин на этот сюжет с некоторыми вариациями. А самый первый вариант картины в натуральную величину в XVIII веке купила Екатерина II для Эрмитажа.