Найти в Дзене
Артфикшн

Шедевр Северного Возрождения из собрания Эрмитажа

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. 1509. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. 1509. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина «Венера и Амур» немецкого художника эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего стала самым первым обнажённым изображением античной богини в живописи Германии, да ещё и в натуральную величину. Она была написана в 1509 году.

Лукас Кранах Старший осмелился изобразить обнажённую Венеру под влиянием гуманистических идей, которые царили при дворе Саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, который стал его покровителем и пожаловал ему дворянство. В Саксонии Кранах с познакомился выдающимися людьми своего времени – идеологом Реформации Мартином Лютером и художником Альбрехтом Дюрером.

Картине «Венера и Амур» предшествовала гравюра, выполненная Кранахом под влиянием итальянских мастеров. Композиция самой картины более лаконична, на ней вместо пейзажа тёмный фон. Здесь прослеживаются как приметы Северного Возрождения, так и Южного: С одной стороны, тщательная проработка мельчайших деталей, с другой, гармоничность, и внимание к пропорциям.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Гравюра. 1509. Британский музей, Лондон
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Гравюра. 1509. Британский музей, Лондон

Инициалы Кранаха и знак его мастерской – дракон – изображены на листе-обманке рядом с богиней.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Деталь. 1509. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Деталь. 1509. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Чтобы не так сильно шокировать современного ему зрителя, а может, чтобы его предостеречь, он поместил сверху надпись на латыни, которая переводится так:

Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Деталь. 1509. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Деталь. 1509. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Позже в мастерской Кранаха было создано около 30 картин на этот сюжет с некоторыми вариациями. А самый первый вариант картины в натуральную величину в XVIII веке купила Екатерина II для Эрмитажа.

Музеи
137 тыс интересуются