Найти в Дзене

Выставка Илья Машкова 2025

"Илья Машков.Авангард. Китч. Классика".Так называется
масштабная ретроспектива Ильи Машкова, на которой представлено около 200 произведений мастера.Устроители утверждают, что данная выставка не имеет аналогов в музейной практике, поскольку значимые работы художника распылены по разным собраниям России и бывших советских республик.
Илья Машков - ведущий художник русского авангарда, сооснователь объединения «Бубновый валет» и один из лучших колористов в искусстве XХ века. Ниже его знаменитый автопортрет : «Автопортрет» 1911 года часто используется как визитная карточка художника, хотя это самая нехарактерная для него работа. Машков позволил себе оторваться от натуры и максимально упростил формы до элементарных геометрических фигур и детского рисунка. Возможно, он примерил на себя популярную в то время эстетику кубизма. Лично мне этот автопортрет напоминает стихотворение С.Маршака :
Мистер Твистер,
Бывший министр,
Мистер

"Илья Машков.Авангард. Китч. Классика".Так называется
масштабная ретроспектива Ильи Машкова, на которой представлено около 200 произведений мастера.Устроители утверждают, что данная выставка не имеет аналогов в музейной практике, поскольку значимые работы художника распылены по разным собраниям России и бывших советских республик.
Илья Машков - ведущий художник русского авангарда, сооснователь объединения «Бубновый валет» и один из лучших колористов в искусстве XХ века.

Ниже его знаменитый автопортрет :

Автопортрет. 1911.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
Автопортрет. 1911.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

«Автопортрет» 1911 года часто используется как визитная карточка художника, хотя это самая нехарактерная для него работа. Машков позволил себе оторваться от натуры и максимально упростил формы до элементарных геометрических фигур и детского рисунка. Возможно, он примерил на себя популярную в то время эстетику кубизма.

Лично мне этот автопортрет напоминает стихотворение С.Маршака :


Мистер Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.

Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» 1912 го, в Москве и 1919-го в Санкт-Петербурге, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Название выставки указывает на то, что в своей практике Машков считал, что авангард, китч и классику можно объединить в живописном опыте.

Метод раннего Машкова хорошо прослеживается в натюрмортах, в которых он организует предметы кругами по орнаментальному принципу.

-2

Овальный «Натюрморт с ананасом» по форме напоминает поднос, остальные написаны в формате квадратов.

Нижний натюрморт был выставлен на выставке в Париже (1910) , по совету Валентина Серова его приобрел коллекционер Иван Морозов.

Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

Работа экспонировалась также на выставках «Мир искусства» в 1911-м и в 1915-м, «Бубновый валет в 1927-м в Москве.

Немного работ в стиле ню.Они выполнены в мастерской В.Серова.Самая первая очень похожа на серовскую работу:

Сидящая натурщица в мастерской B. Серова. 1903-1905.Холст, масло.Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского.Севера», Архангельск
Seated Model in Valentin Serov's Studio.1903-1905.Oil on canvas.State Museum Association "Art Culture of the Russian North," Arkhangelsk
Сидящая натурщица в мастерской B. Серова. 1903-1905.Холст, масло.Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского.Севера», Архангельск Seated Model in Valentin Serov's Studio.1903-1905.Oil on canvas.State Museum Association "Art Culture of the Russian North," Arkhangelsk

А в последующих Машков отказывается от белесости и вводит цвет.Листайте галерею:

В конце 1900-х Машков создает серию портретов с яркими декоративными задниками и для каждой работы придумывает оригинальные варианты отношений фигуры и фона.

В «Портрете В.П. Виноградовой» (1909) персонаж интегрируется в орнаментальный ритм:

Портрет В.П. Виноградовой. 1909.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде..Portrait of Varvara Vinogradova 1909
Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow
Портрет В.П. Виноградовой. 1909.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде..Portrait of Varvara Vinogradova 1909 Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow

А в картине «Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди» (1910) плоский задник интерпретирован так же объемно, как фигуры, и вместо орнамента введен сложный желтый фон, чтобы дама и декоративная китаянка воспринимались уже как пространственные формы:

Дама с китаянкой.Портрет Е.И. Киркальди. 1910.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
Дама с китаянкой.Портрет Е.И. Киркальди. 1910.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

Изображена Евгения Ивановна Киркальди (1889-1988/1989 ?) - ученица Машкова, переводчик. Работала корреспондентом в Союзпромэкспорте, в отделе радиоперехватов при Совнаркоме, Торгсине, во Внешторге. Обратите внимание на годы жизни - почти сто лет прожила.
Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.

Поэт Курлянд изображен на приятном розовом фоне:

Портрет Е.И. Курлянда. 1909..олст, маслоюГТГ.Portrait of Yefrem Kurland. 1909
Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow
Портрет Е.И. Курлянда. 1909..олст, маслоюГТГ.Portrait of Yefrem Kurland. 1909 Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow

Ефрем Исаакович Курлянд- коллекционер, собиратель произведений художников общества «Бубновый валет». Совладелец московского магазина багета, рам, картин, портретов, открытых писем и художественных принадлежностей. Немного похож на Маяковского.
Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.

Ниже портрет поэта, имя которого художник не обозначил:

Портрет поэта. 1910.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.Portrait ofa Poet. 1910
Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow.
Портрет поэта. 1910.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.Portrait ofa Poet. 1910 Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow.

Предположительно, изображен грузинский поэт Паоло (Павел) Джибраэлович Яшвили (1895-1937), согласно другой версии поэт и переводчик Семён Яковлевич Рубанович (1888-1930).Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Салоне независимых в 1911-м в Париже, Выставке произведений живописи скульптуры, рисунка, гравюры в 1913-м в Амстердаме, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.


Для перебивки портретов( я еще хочу вам показать целый ряд женских изображений), посмотрите натюрморты Машкова.

Знаменитая тыква:

Тыква. 1914.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1927 году в Москве..Pumpkin. 1914.Oil on canvas
State Tretyakov Gallery, Moscow
Тыква. 1914.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1927 году в Москве..Pumpkin. 1914.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow

Здесь хорошо видно увлечение Машкова Полем Сезанном . Это не значит, что Машков копировал французского художника- Сезанна сейчас называют "отцом" современной живописи. В начале 20-ого века даже появилось понятие сезаннизм, настолько популярен он был среди живописцев.Поль Сезанн научил видеть мир по-другому: ломал перспективы , упрощал формы, стремился показать предметы с разных стороны одновременно. И именно после него появляется кубизм, абстрактная живопись и прочие поиски в искусстве новых форм.

Сейчас покажу вам сезанновский натюрморт, а вы сравните его с машковским:

Поль Сезанн.Натюрморт.ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Поль Сезанн.Натюрморт.ГМИИ им.А.С.Пушкина.

Однако возвращаемся к выставке Машкова и его натюрмортам.

Все-таки Илья Машков жил цветом и узором.Его натюрморты хочется рассматривать бесконечно :

Натюрморт с фруктами на фоне тканей. 1908.Холст, масло.Частное собрание. Предоставлено
галереей НАШИ ХУДОЖНИКИ.Still Life with Fruits, Set ag ainst a Fabric Background. 1908.Oil on canvas.Private collection. Courtesy of the NASHI.KHUDOZHNIKI (OUR ARTISTS) gallery
Натюрморт с фруктами на фоне тканей. 1908.Холст, масло.Частное собрание. Предоставлено галереей НАШИ ХУДОЖНИКИ.Still Life with Fruits, Set ag ainst a Fabric Background. 1908.Oil on canvas.Private collection. Courtesy of the NASHI.KHUDOZHNIKI (OUR ARTISTS) gallery

И еще несколько разных по годам и вариациям натюрмортов.

Здесь прямо 3-D, желтые розы буквально вываливаются к вам в руки :

Розы и чертополох. 1909-1911.Холст, масло.Дар Е.Ф. Чарушниковой. 1956.Вятский художественный музей имени.В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.Roses and Thistles. 1909- 1911.Oil on canvas.Donated by E. Charushr kova. 1956.Vyatka Art Museum named after Viktor and 
Apollinary Vasnetsov, Kirov
Розы и чертополох. 1909-1911.Холст, масло.Дар Е.Ф. Чарушниковой. 1956.Вятский художественный музей имени.В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.Roses and Thistles. 1909- 1911.Oil on canvas.Donated by E. Charushr kova. 1956.Vyatka Art Museum named after Viktor and Apollinary Vasnetsov, Kirov

А эти натюрморты написаны все на одном узнаваемом полированном столике в мастерской художника, фарфоровые статуэтки словно ожившие фигурки:

Натюрморт с фарфоровыми статуэтками (Фарфоровые статуэтки и искусственные фрукты). 1922-1923.Вариант картины «Натюрморт с фарфоровыми фигурками» (1922, Ярославский .художественный музей).Холст, масло.Государственный Русский лузей Работа экспонировалась на «Выставке картин» в 1923 году в Москве, на Выставке русского искусства в 1924-м в Нью-Йорке.
Still Life with Porcelain Figurines (Porcelain Figurines and Artificial Fruits).1922-1923.Variation of the painting Still Life with .Porcelain Figurines (1922, Yaroslavi Art.Museum).Oil on canvas.State Russian Museum, Saint Petersburg
Натюрморт с фарфоровыми статуэтками (Фарфоровые статуэтки и искусственные фрукты). 1922-1923.Вариант картины «Натюрморт с фарфоровыми фигурками» (1922, Ярославский .художественный музей).Холст, масло.Государственный Русский лузей Работа экспонировалась на «Выставке картин» в 1923 году в Москве, на Выставке русского искусства в 1924-м в Нью-Йорке. Still Life with Porcelain Figurines (Porcelain Figurines and Artificial Fruits).1922-1923.Variation of the painting Still Life with .Porcelain Figurines (1922, Yaroslavi Art.Museum).Oil on canvas.State Russian Museum, Saint Petersburg
Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922.Повторение картины «Натюрморт.с фарфоровыми фигурками».(1922, Ярославский художественный музей).Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.Still Life with Porcelain Figurines, 1922.Variation of the painting Still Life with
Porcelain Figurines (1922, Yaroslavi Art Museum).Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow
Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922.Повторение картины «Натюрморт.с фарфоровыми фигурками».(1922, Ярославский художественный музей).Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.Still Life with Porcelain Figurines, 1922.Variation of the painting Still Life with Porcelain Figurines (1922, Yaroslavi Art Museum).Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow

Тот же столик можно увидеть и на портретах- как мало оказывается надо места художнику, хватает узкого клочка мастерской :

Портрет художника Шимановского. 1922.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени A.Н. Радищева.
Портрет художника Шимановского. 1922.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени A.Н. Радищева.

Изображен Антон Борисович Шимановский (1878-1946)художник и коллекционер; муж Ольги Ивановны Шимановской, сестры Марии Машковой.

А Мария Машкова- это третья жена художника, вот она на портрете :

Портрет жены художника.М.И. Машковой. 1923.Холст, масло.Государственный Русский музей Мария Ивановна Машкова (урожд. Данилова; 1896-1982)- третья жена художника (с 1922). Работа экспонировалась на выставке картин, организованной Российским обществом Красного Креста в 1924 году в Москве..Portrait of Maria Mashkova, the Artist's Wife. 1923.Oll on canvas
State Russian Museum, Saint Petersburg
Портрет жены художника.М.И. Машковой. 1923.Холст, масло.Государственный Русский музей Мария Ивановна Машкова (урожд. Данилова; 1896-1982)- третья жена художника (с 1922). Работа экспонировалась на выставке картин, организованной Российским обществом Красного Креста в 1924 году в Москве..Portrait of Maria Mashkova, the Artist's Wife. 1923.Oll on canvas State Russian Museum, Saint Petersburg

Производит впечатление женщины- хранительницы домашнего очага.Здесь ей 27 лет, а художнику 42.

Раз есть третья жена, то есть и вторая. Не знаю, была ли эта дама музыкантом, или контрабас только для портрета.Чувствуется уверенность, незыблемость, властность.

Дама с контрабасом. 1915.Холст, масло.Государственный Русский музей .Lady with a Double Bass. 1915.Oil on canvas.State Russian Museum, Saint Petersburg
Дама с контрабасом. 1915.Холст, масло.Государственный Русский музей .Lady with a Double Bass. 1915.Oil on canvas.State Russian Museum, Saint Petersburg

Изображена Елена Фёдоровна Фёдорова, вторая жена Ильи Машкова. «Дама с контрабасом» - вариант синтетической картины, объединяющей портрет, интерьер, пейзаж и натюрмортные мотивы. В качестве пейзажа Машков использует свою картину «Кипарис у соборной стены. Италия» (1913) и выбирает светлые обои для интерьера, чтобы усилить пространственный эффект и стереометрию форм. В целом колорит очень сдержанный и строится на переходах: отблески на темном платье героини переходят в отражения на черной поверхности пианино, и точно так же каждая форма перекликается с другими благодаря цветовым созвучиям. Работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в 1915-1916 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде, Выставке русского искусства в 1924-м в Нью-Йорке.

Портрет первой супруги ( если он был конечно), на выставке не представлен, но есть много просто женских портретов.

Из них мне понравились следующие:

Портрет девочки. 1903-1904.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Portrait ofa Girl. 1903-1904.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Портрет девочки. 1903-1904.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Portrait ofa Girl. 1903-1904.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Портрет 3. Д. Р. (Дама в голубом). 1927.Холст, масло.Государственный Русский музей
Портрет 3. Д. Р. (Дама в голубом). 1927.Холст, масло.Государственный Русский музей

За счет эффекта отражения в зеркале невидимой нам стены с висящими картинами портрет приобретает объем, мы как будто присутствуем в комнате . А разные фактуры -бархат платья, полированное дерево, фарфор, стекло, металл за счет контраста добавляют рельефности.

Работа экспонировалась на 9-й выставке Ассоциации художников революционной России в 1927-м в Москве, на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» в 1933-1934 годах в Москве.

И о-ла-ла вдруг совершенно другой женский типаж:

Девушка на табачной плантации. 1930.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Girl on a Tobacco Plantation. 1930.Oil on canvas.
Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
Девушка на табачной плантации. 1930.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Girl on a Tobacco Plantation. 1930.Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov

Это Илья Машков стал выезжать на пленэр в Крым и другие южные районы. И сразу у него в картинах появляется солнце, колорит становится светлым и радостным.

Вот такие чудесные артековские виды:

Утренняя зарядка. 1929.Холст, масло.Нижегородский государственный художественный музей
Morning Exercises. 1929.Oil on canvas.Nizhny Novgorod State Art Museum
Утренняя зарядка. 1929.Холст, масло.Нижегородский государственный художественный музей Morning Exercises. 1929.Oil on canvas.Nizhny Novgorod State Art Museum

Артек. 1934.Вариант-повторение картины «Сентябрьское утро в Артеке» (1934, собрание Инны Баженовой).Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Artek. 1934.Variation of the painting September Morning in Artek (1934, Inna Bazhenova's collection)
Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
Артек. 1934.Вариант-повторение картины «Сентябрьское утро в Артеке» (1934, собрание Инны Баженовой).Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова Artek. 1934.Variation of the painting September Morning in Artek (1934, Inna Bazhenova's collection) Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov

Или Ливадийский курорт :

Ливадийский крестьянский курорт. 1925.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова Работа экспонировалась на 8-й выставке Ассоциации художников революционной России «Жизнь и быт народов СССР» в 1926 году в Москве.
Livadia Peasant Resort, 1925.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
Ливадийский крестьянский курорт. 1925.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова Работа экспонировалась на 8-й выставке Ассоциации художников революционной России «Жизнь и быт народов СССР» в 1926 году в Москве. Livadia Peasant Resort, 1925.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov

Здесь мы уже приблизились к соцреализму, но еще перед портретами пионерок и партизан хочу предложить вам чудесные натюрморты :

Обзор цветочных натюрмортов от 1936 к 1939 году дает возможность проследить, как меняется колористическое восприятие художника и как оно влияет на отношения пространственных форм.

Пестрый букет на темном фоне. 1936.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных
искусств имени И.И. Машкова
Пестрый букет на темном фоне. 1936.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Пестрый букет в глиняном кувшине на светлом фоне. 1936.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Colorful Bouquet in a Clay Jug
on a Light Background. 1936.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Пестрый букет в глиняном кувшине на светлом фоне. 1936.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Colorful Bouquet in a Clay Jug on a Light Background. 1936.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov

В двух «Пестрых букетах» 1936 года формы яркие и очень плотные, в одном случае Машков выбирает вид сверху, чтобы удерживать мотив на плоскости.

Букеты в стеклянных сосудах 1939 года ориентированы на сближение цветов и погружение их в пространство, причем букет на белом фоне тяготеет к монохромности: здесь Машкову важно уйти от декоративной яркости, но сохранить интенсивность контрастов.

Маки, роза, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Poppies, Rose, Cornflowers and Other Flowers in a Glass Vase. 1939.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
Маки, роза, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Poppies, Rose, Cornflowers and Other Flowers in a Glass Vase. 1939.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
Букет в стеклянном сосуде.Розовые розы, пионы, георгины.и гладиолусы. 1939
Холст, масло.Таганрогский художественный музейюBouquet in a Glass Vessel.
Pink Roses, Peonies, Dahlias and Cornflags. 1939.Oil on canvas.Taganrog Art Museum
Букет в стеклянном сосуде.Розовые розы, пионы, георгины.и гладиолусы. 1939 Холст, масло.Таганрогский художественный музейюBouquet in a Glass Vessel. Pink Roses, Peonies, Dahlias and Cornflags. 1939.Oil on canvas.Taganrog Art Museum

Ну вот мы добрались до пионерок. Понятно, что художник откликался на коньюктуру, выполнял заказы. Но в этих юных пионерках словно проглядывают дореволюционные девочки и дамы. Только аксессуары другие.

Пионерка с горном. 1933.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Young Pioncer Girl with a Bugle, 1933.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Пионерка с горном. 1933.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Young Pioncer Girl with a Bugle, 1933.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Пионерка с домрой. 1933.Холст, масло.Таганрогский художественный музей.Young Pioneer Girl with a Domra. 1933.Oil on canvas.Taganrog Art Museum
Пионерка с домрой. 1933.Холст, масло.Таганрогский художественный музей.Young Pioneer Girl with a Domra. 1933.Oil on canvas.Taganrog Art Museum

А эта картина-плакат немного карикатурно смотрится. Вожди пролетариата в обрамлении цветов и ягод. Все по отдельности нормально, а вместе нет.

Привет XVII съезду ВКП(б), 1934.Холст, масло.Дар М.И. Машковой. 1981.Волгоградский музей изобразительных .искусств имени И.И. Машкова.Greetings to the 17"h Congress.of the All-Union Communist Party.(Bolsheviks). 1934.Oil on canvas.Donated by Maria Mashkova. 1981
Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Привет XVII съезду ВКП(б), 1934.Холст, масло.Дар М.И. Машковой. 1981.Волгоградский музей изобразительных .искусств имени И.И. Машкова.Greetings to the 17"h Congress.of the All-Union Communist Party.(Bolsheviks). 1934.Oil on canvas.Donated by Maria Mashkova. 1981 Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov

Зато портрет партизана потрясает. На выставке притягивает этот взгляд видавшего виды человека. Просто рембрандтовский портрет-биография.

Партизан А. Торшин. 1932.Холст, масло.Центральный музей Вооруженных
Сил Российской Федерации, Москва.Partisan Andrey Torshin. 1932.Oil on canvas
Central Museum of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow
Партизан А. Торшин. 1932.Холст, масло.Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва.Partisan Andrey Torshin. 1932.Oil on canvas Central Museum of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow

Работа экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» в 1933-1934 годах в Москве; награждена золотой медалью на выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937-м в Париже.

А вот для сравнения кисти Рембрандта :

Рембрандт.Портрет старика 1655 г.
Рембрандт.Портрет старика 1655 г.

В послеголодные годы Машков пишет множество натюрмортов с хлебами:

Советские хлебы. 1936.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Soviet Breads. 1936.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
Советские хлебы. 1936.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Soviet Breads. 1936.Oil on canvas.Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov

Это своего рода пропаганда достижений сельского хозяйства. В 1935 году на партийном съезде решают создать ВСХВ -всесоюзную сельскохозяйственную выставку , именно с целью демонстрации успехов. Позже, уже послей войны, ее переформатируют в ВДНХ.

Еще мне понравились эскизы панно для ресторана Москва в одноименной гостинице. Они узкого формата и смотрятся окошками , из которых льется свет.Листайте галерею:

Когда в 2004 году гостиницу сносили, эти панно сняли и сейчас они хранятся в музее архитектуры им.А.Щусева.

В последние годы Машков в основном живет на даче в Ново-Абрамцеве. После картин, написанных для выставки «Индустрия социализма», которая должна была состояться в 1937 году, но открылась только в 1939-м, он больше не пишет заказных работ. В 1937-м художник удостоился золотой медали на Всемирной выставке в Париже за портрет «Партизан А. Торшин», а через два года получил бронзовую медаль «за выдающийся вклад в мировое искусство» на выставке «Современное искусство 79 стран» в Нью-Йорке.
С конца 1930-х художник в основном сосредоточился на создании небольших натюрмортов, на которых часто изображены уже не фрукты, а ягоды.

Клубника и белый кувшин. 1943.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
Strawberries and White Jug. 1943.Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow
Клубника и белый кувшин. 1943.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея Strawberries and White Jug. 1943.Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow

И в соответствии с их размером Машков уменьшает размер живописного мазка почти до точки и работает долго, уплотняет формы и вместе с ними - иллюзорное пространство.

У цветка в горшке так изумительно передана бархатистость и теплота мясистых листьев:

Цветок в горшке и клубника. 1938.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Flower in a Pot and Strawberries, 1938.Oil on canvas
Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
Цветок в горшке и клубника. 1938.Холст, масло.Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.Flower in a Pot and Strawberries, 1938.Oil on canvas Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov

В «ягодных» композициях часто присутствуют овальные тарелки, которые могут напомнить о ранних опытах художника с декоративными подносами, Таким образом он сводит начало и конец своего пути. Маленький по размеру натюрморт «Малинка» (1939) разыгран как многоплановая пейзажная панорама:

Малинка. 1939.Холст, масло.Государственный историкохудожественный и литературный
музей-заповедник «Абрамцево»,.Московская область.Raspberries. 1939.Oil on canvas
Abramtsevo State Historical,Art and Literature Museum-Reserve,.Moscow region
Малинка. 1939.Холст, масло.Государственный историкохудожественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»,.Московская область.Raspberries. 1939.Oil on canvas Abramtsevo State Historical,Art and Literature Museum-Reserve,.Moscow region

Начало и конец выставки -это натюрморты, которые очень отличаются друг от друга . От огромных и притягивающих внимание своей яркостью тыкв до рассыпанной по столу невзрачной малине. А между ними целая жизнь талантливого художника.