"Илья Машков.Авангард. Китч. Классика".Так называется
масштабная ретроспектива Ильи Машкова, на которой представлено около 200 произведений мастера.Устроители утверждают, что данная выставка не имеет аналогов в музейной практике, поскольку значимые работы художника распылены по разным собраниям России и бывших советских республик.
Илья Машков - ведущий художник русского авангарда, сооснователь объединения «Бубновый валет» и один из лучших колористов в искусстве XХ века.
Ниже его знаменитый автопортрет :
«Автопортрет» 1911 года часто используется как визитная карточка художника, хотя это самая нехарактерная для него работа. Машков позволил себе оторваться от натуры и максимально упростил формы до элементарных геометрических фигур и детского рисунка. Возможно, он примерил на себя популярную в то время эстетику кубизма.
Лично мне этот автопортрет напоминает стихотворение С.Маршака :
Мистер Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.
Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» 1912 го, в Москве и 1919-го в Санкт-Петербурге, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Название выставки указывает на то, что в своей практике Машков считал, что авангард, китч и классику можно объединить в живописном опыте.
Метод раннего Машкова хорошо прослеживается в натюрмортах, в которых он организует предметы кругами по орнаментальному принципу.
Овальный «Натюрморт с ананасом» по форме напоминает поднос, остальные написаны в формате квадратов.
Нижний натюрморт был выставлен на выставке в Париже (1910) , по совету Валентина Серова его приобрел коллекционер Иван Морозов.
Работа экспонировалась также на выставках «Мир искусства» в 1911-м и в 1915-м, «Бубновый валет в 1927-м в Москве.
Немного работ в стиле ню.Они выполнены в мастерской В.Серова.Самая первая очень похожа на серовскую работу:
А в последующих Машков отказывается от белесости и вводит цвет.Листайте галерею:
В конце 1900-х Машков создает серию портретов с яркими декоративными задниками и для каждой работы придумывает оригинальные варианты отношений фигуры и фона.
В «Портрете В.П. Виноградовой» (1909) персонаж интегрируется в орнаментальный ритм:
А в картине «Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди» (1910) плоский задник интерпретирован так же объемно, как фигуры, и вместо орнамента введен сложный желтый фон, чтобы дама и декоративная китаянка воспринимались уже как пространственные формы:
Изображена Евгения Ивановна Киркальди (1889-1988/1989 ?) - ученица Машкова, переводчик. Работала корреспондентом в Союзпромэкспорте, в отделе радиоперехватов при Совнаркоме, Торгсине, во Внешторге. Обратите внимание на годы жизни - почти сто лет прожила.
Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Поэт Курлянд изображен на приятном розовом фоне:
Ефрем Исаакович Курлянд- коллекционер, собиратель произведений художников общества «Бубновый валет». Совладелец московского магазина багета, рам, картин, портретов, открытых писем и художественных принадлежностей. Немного похож на Маяковского.
Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Ниже портрет поэта, имя которого художник не обозначил:
Предположительно, изображен грузинский поэт Паоло (Павел) Джибраэлович Яшвили (1895-1937), согласно другой версии поэт и переводчик Семён Яковлевич Рубанович (1888-1930).Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Салоне независимых в 1911-м в Париже, Выставке произведений живописи скульптуры, рисунка, гравюры в 1913-м в Амстердаме, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Для перебивки портретов( я еще хочу вам показать целый ряд женских изображений), посмотрите натюрморты Машкова.
Знаменитая тыква:
Здесь хорошо видно увлечение Машкова Полем Сезанном . Это не значит, что Машков копировал французского художника- Сезанна сейчас называют "отцом" современной живописи. В начале 20-ого века даже появилось понятие сезаннизм, настолько популярен он был среди живописцев.Поль Сезанн научил видеть мир по-другому: ломал перспективы , упрощал формы, стремился показать предметы с разных стороны одновременно. И именно после него появляется кубизм, абстрактная живопись и прочие поиски в искусстве новых форм.
Сейчас покажу вам сезанновский натюрморт, а вы сравните его с машковским:
Однако возвращаемся к выставке Машкова и его натюрмортам.
Все-таки Илья Машков жил цветом и узором.Его натюрморты хочется рассматривать бесконечно :
И еще несколько разных по годам и вариациям натюрмортов.
Здесь прямо 3-D, желтые розы буквально вываливаются к вам в руки :
А эти натюрморты написаны все на одном узнаваемом полированном столике в мастерской художника, фарфоровые статуэтки словно ожившие фигурки:
Тот же столик можно увидеть и на портретах- как мало оказывается надо места художнику, хватает узкого клочка мастерской :
Изображен Антон Борисович Шимановский (1878-1946)художник и коллекционер; муж Ольги Ивановны Шимановской, сестры Марии Машковой.
А Мария Машкова- это третья жена художника, вот она на портрете :
Производит впечатление женщины- хранительницы домашнего очага.Здесь ей 27 лет, а художнику 42.
Раз есть третья жена, то есть и вторая. Не знаю, была ли эта дама музыкантом, или контрабас только для портрета.Чувствуется уверенность, незыблемость, властность.
Изображена Елена Фёдоровна Фёдорова, вторая жена Ильи Машкова. «Дама с контрабасом» - вариант синтетической картины, объединяющей портрет, интерьер, пейзаж и натюрмортные мотивы. В качестве пейзажа Машков использует свою картину «Кипарис у соборной стены. Италия» (1913) и выбирает светлые обои для интерьера, чтобы усилить пространственный эффект и стереометрию форм. В целом колорит очень сдержанный и строится на переходах: отблески на темном платье героини переходят в отражения на черной поверхности пианино, и точно так же каждая форма перекликается с другими благодаря цветовым созвучиям. Работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в 1915-1916 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде, Выставке русского искусства в 1924-м в Нью-Йорке.
Портрет первой супруги ( если он был конечно), на выставке не представлен, но есть много просто женских портретов.
Из них мне понравились следующие:
За счет эффекта отражения в зеркале невидимой нам стены с висящими картинами портрет приобретает объем, мы как будто присутствуем в комнате . А разные фактуры -бархат платья, полированное дерево, фарфор, стекло, металл за счет контраста добавляют рельефности.
Работа экспонировалась на 9-й выставке Ассоциации художников революционной России в 1927-м в Москве, на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» в 1933-1934 годах в Москве.
И о-ла-ла вдруг совершенно другой женский типаж:
Это Илья Машков стал выезжать на пленэр в Крым и другие южные районы. И сразу у него в картинах появляется солнце, колорит становится светлым и радостным.
Вот такие чудесные артековские виды:
Или Ливадийский курорт :
Здесь мы уже приблизились к соцреализму, но еще перед портретами пионерок и партизан хочу предложить вам чудесные натюрморты :
Обзор цветочных натюрмортов от 1936 к 1939 году дает возможность проследить, как меняется колористическое восприятие художника и как оно влияет на отношения пространственных форм.
В двух «Пестрых букетах» 1936 года формы яркие и очень плотные, в одном случае Машков выбирает вид сверху, чтобы удерживать мотив на плоскости.
Букеты в стеклянных сосудах 1939 года ориентированы на сближение цветов и погружение их в пространство, причем букет на белом фоне тяготеет к монохромности: здесь Машкову важно уйти от декоративной яркости, но сохранить интенсивность контрастов.
Ну вот мы добрались до пионерок. Понятно, что художник откликался на коньюктуру, выполнял заказы. Но в этих юных пионерках словно проглядывают дореволюционные девочки и дамы. Только аксессуары другие.
А эта картина-плакат немного карикатурно смотрится. Вожди пролетариата в обрамлении цветов и ягод. Все по отдельности нормально, а вместе нет.
Зато портрет партизана потрясает. На выставке притягивает этот взгляд видавшего виды человека. Просто рембрандтовский портрет-биография.
Работа экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» в 1933-1934 годах в Москве; награждена золотой медалью на выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937-м в Париже.
А вот для сравнения кисти Рембрандта :
В послеголодные годы Машков пишет множество натюрмортов с хлебами:
Это своего рода пропаганда достижений сельского хозяйства. В 1935 году на партийном съезде решают создать ВСХВ -всесоюзную сельскохозяйственную выставку , именно с целью демонстрации успехов. Позже, уже послей войны, ее переформатируют в ВДНХ.
Еще мне понравились эскизы панно для ресторана Москва в одноименной гостинице. Они узкого формата и смотрятся окошками , из которых льется свет.Листайте галерею:
Когда в 2004 году гостиницу сносили, эти панно сняли и сейчас они хранятся в музее архитектуры им.А.Щусева.
В последние годы Машков в основном живет на даче в Ново-Абрамцеве. После картин, написанных для выставки «Индустрия социализма», которая должна была состояться в 1937 году, но открылась только в 1939-м, он больше не пишет заказных работ. В 1937-м художник удостоился золотой медали на Всемирной выставке в Париже за портрет «Партизан А. Торшин», а через два года получил бронзовую медаль «за выдающийся вклад в мировое искусство» на выставке «Современное искусство 79 стран» в Нью-Йорке.
С конца 1930-х художник в основном сосредоточился на создании небольших натюрмортов, на которых часто изображены уже не фрукты, а ягоды.
И в соответствии с их размером Машков уменьшает размер живописного мазка почти до точки и работает долго, уплотняет формы и вместе с ними - иллюзорное пространство.
У цветка в горшке так изумительно передана бархатистость и теплота мясистых листьев:
В «ягодных» композициях часто присутствуют овальные тарелки, которые могут напомнить о ранних опытах художника с декоративными подносами, Таким образом он сводит начало и конец своего пути. Маленький по размеру натюрморт «Малинка» (1939) разыгран как многоплановая пейзажная панорама:
Начало и конец выставки -это натюрморты, которые очень отличаются друг от друга . От огромных и притягивающих внимание своей яркостью тыкв до рассыпанной по столу невзрачной малине. А между ними целая жизнь талантливого художника.