Creedence Clearwater Revival были настоящими работягами. В период с 1968 по 1972 годы они выдали семь студийных альбомов, отыграли сотни концертов, в конец переругались и разошлись. За это время они из клубов в Сан-Франциско перенеслись на стадионы, стали хедлайнерами в Вудстоке, а затем записали альбом, который считается не только их лучшей пластинкой, но и вообще одним из лучших рок-альбомов. Называется он Cosmo`s Factory. Заслуженно ли считается?
Вообще, квартет был неудержимым в период с 1969 по 1970 год. Говорят, в Америке они обогнали The Beatles по продажам. Работала действующая схема, которую придумал Джон Фогерти. Его песни напоминали о золотом веке рок-н-ролла - звонкие гитары, запоминающиеся мелодии, резкие соло, - но в то же время отражали напряжённость и разлад контркультурной эпохи. И, как отмечают многие, Creedence были немодной группой: никаких разноцветных балахонов, никаких ярких постеров, никаких баллад и песен о любви, а если что-то и проскальзывало, то было скорее данью традиции. Зато протестные песни и резкость высказываний Фогерти попадали в самую болезненную точку, понятную тысячам американцев и не только.
В начале 1970-го Creedence "высадились" в Британии, и отыграли аншлаговые концерты, в том числе в Royal Albert Hall. Публике нравилась их музыка, так как в ней чувствовался рок-н-ролльный дух, а из многих других команд, игравших "американский рок", "Криденс" были наиболее близкими музыкально. Воодушевившись гастролями, музыканты вернулись, чтобы закончить свой пятый альбом. Первые наработки делались еще в 1969-м, и альбом готовился параллельно с гастролями. Ну а какие- то из песен и вовсе уже были известны, потому что вышли на синглах в начале 1970-го.
Creedence не существовали в "вакууме", но не сказать, что они были эклектичной прогрессивной группой. Однако, Фогерти чувствовал, что нужно меняться. Теперь, когда эпоха хиппи прошла, а психоделический рок становился анахронизмом, нужно было что-то новое. Рок стремительно расползался на поджанры. И влияние этих процессов чувствовалось в творчестве группы.
Семиминутная композиция Ramble Tamble (отсылка к ранним длинным песням, таким как Graveyard Train и Keep On Chooglin’) была более экспериментальной, чем всё, что Фогерти делал до этого. То, что начинается как грохочущий рокабилли, вскоре превращается в блюзовую психоделию, а затем группа снова набирает темп в финале. Точно так же эпическая композиция I Heard It Through The Grapevine , кавер на страстный соул Марвина Гея, звучит, словно зловещий гитарный джем. Фогерти никогда не был виртуозным гитаристом-импровизатором, но он позволяет себе вдоволь наиграться.
На альбоме Джон вновь поднимает политическую тему , подобно Fortunate Son, в которой он размышлял на тему Вьетнамской войны и беспредела в отношении резервистов. На этом альбоме Фогерти обратился к вопросу контроля над огнестрельным оружием в США в песне Run Through The Jungle. Автора возмущает повсеместное распространение огнестрельного оружия в США, а также лёгкость, с которой его может купить любой желающий. Оказывается, эта проблема там была уже тогда.
Во время записи альбома Джон стремительно учился осваивать новые инструменты. Талант мультиинструменталиста открылся в нем случайно, и как мы знаем из его дальнейшей биографии, пригодился в написании сольных альбомов. Вот пример "новизны" - Travelin’ Band,, ведь в ней Фогерти добавил новый текст к изменённой мелодии Reddy Teddy, рок-н-ролльного стандарта, известного благодаря Литтл Ричарду. Он записал очень правдоподобный вокал и аранжировку в стиле оригинала. И, как подобает классическому рок-н-роллу, сыграл на саксофоне.
Помимо саксофона, Фогерти теперь учится играть на всех остальных инструментах, на которых он всегда хотел играть. В дополнение к соло-гитаре и вокалу в песне Бо Диддли Before You Accuse Me он исполняет несколько прекрасных блюзовых фортепианных риффов, но, по-видимому, из скромности не выставляет их напоказ в простой традиционной аранжировке. В песне Lookin’ Out My Back Door он играет на добро.
Была на альбоме и щепотка "ретро". Они аутентично исполнили Ooby Dooby из репертуара Роя Орбисона и My Baby Left Me, которую прославил Элвис. И сыграли так, что сразу стало понятно, что оригиналы они знают на отлично, и легко могут повторить нота-в-ноту.
Был на альбоме и коммерческий хит - Who`ll Stop The Rain. Написал ее Джон под впечатлением от их выступления на Вудстоке. Так получилось, что теоретически его можно было назвать провальным: на сцену они вышли поздно, шел сильный дождь, а многотысячная толпа одурманенных хиппи уже ничего не соображала. Иногда в интервью Фогерти говорил, что считает это выступление отвратительным. Однако, сам факт причастности к историческому событию стал причиной для сочинения мелодичной фолк-роковой песни с запоминающейся мелодией.
Завершался альбом блюзовой балладой Long As I Can See the Light. Чувствовался дух и музыки черных, и соула, и Отиса Реддинга, поэтому песни Creedence вполне понимала и эта аудитория. И наверняка песня могла оказаться в ротации на радиостанциях с такой музыкой.
К сожалению, несмотря на музыкальный успех пластинки, отношения в группе стали постепенно накаляться. Джон вовсю руководил процессом, взяв на себя чуть ли не обязанности менеджера. Перфекционист, сочинявший весь материал, он требовал от группы каждодневных репетиций. И правильно понимал, что времена меняются, и нужно развиваться. Поэтому отношения с его братом Томом, басистом Стю Куком и барабанщиком Дугом Клиффордом постепенно портились. Но все изменения в составе случатся чуть позднее, однако ростки этих метаморфоз можно пронаблюдать здесь.
У пятого альбома Creedence были еще запоминающиеся название и оформление. Название альбома связано со складом в Беркли, где группа репетировала в начале своей карьеры. Барабанщик Дуг "Космо" Клиффорд назвал его «Фабрикой» (Factory) из-за того, что лидер группы Джон заставлял их репетировать там почти каждый день. Альбом в каком-то смысле назван и в честь барабанщика, и сам Дуг частенько посмеивался над этим фактом. Получается, не только The Beatles использовали перлы своих барабанщиков для названий.
Фотографию группы, попавшую на обложку альбома, сделал брат Джона и Тома Боб Фогерти. Он запечатлел их в нерабочее время, и ребята выглядят, словно квартет, который больше походил на лесорубов, чем на рок-звезд. Написанная от руки надпись "3-е ПОКОЛЕНИЕ" является ироничной отсылкой к тому, что рок-критик Ральф Глисон написал в аннотации к дебютному альбому группы: "Creedence Clearwater Revival - отличный пример третьего поколения групп Сан-Франциско".
Cosmo`s Factory вышел в июле 1970-х, всего через семь месяцев после выпуска их предыдущей пластинки. Альбом стал самым успешным в карьере Creedence, заняв первые места в чартах по обе стороны Атлантики. Да и в дальнейшем его признавали одной из самых лучших пластинок в рок-музыке. Можно ли его назвать лучшей пластинкой в творчестве группы, не озираясь на коммерческие результаты? Может быть, да. Но скорее это закономерный результат работы коллектива, развивавшего свои навыки. В нем нет озорства первого альбома и искренности Willie and The Poor Boys, но это определенно один из лучших альбомов американского рока того времени, который легко может понять и британец, и русский.
Добро пожаловать! Подписывайтесь на канал, буду рад лайкам и комментариям!