Участники рынка отмечают, что номинальный рост не компенсирует падения реальных доходов перевозчиков
Данные биржи грузоперевозок ATI.SU свидетельствуют о восстановлении спроса во втором квартале 2025 года: количество заявок выросло на 41% по сравнению с первым кварталом, обеспечив прирост на 16% за полугодие. Средние цены за три месяца поднялись на 5,7%, достигнув к началу июля 68,1 рубля за километр. Однако участники рынка отмечают, что номинальный рост не компенсирует падения реальных доходов перевозчиков, пишет «Коммерсантъ».
История вопроса:
«Весной 2025 года многие компании работали на грани рентабельности, и текущее повышение ставок не означает кардинального улучшения ситуации», – поясняет основатель ATI.SU Святослав Вильде. По его словам, реальные тарифы остаются на 10-15% ниже прошлогодних, а высокая ключевая ставка продолжает ограничивать доступ к кредитованию. Алексей Захудалин из СЛК добавляет, что дефицит грузов, вызванный снижением покупательной способности и геополитическими факторами, остается ключевой проблемой отрасли.
Динамика по направлениям перевозок оказалась разнонаправленной. Если в первом квартале лидировал экспорт, то во втором его объемы сократились на 32%, тогда как импортные перевозки выросли на 20% кварта к кварталу и на 50% в годовом выражении. Особенно заметен всплеск спроса на китайском направлении – на 178% за полугодие. «Рост импорта связан с сезонной подготовкой к высокому сезону, а также с перегруженностью железных дорог», – отмечает Кирилл Лахин из «Юнитрейд».
Между тем участники указывают на искажающие факторы статистики. Артем Васканян (NC Logistic) обращает внимание, что рост числа заявок не всегда отражает увеличение реальных объемов: «Раньше заказчик обращался к двум-трем перевозчикам, теперь – к десяти». Еще один тренд – дробление бизнеса: на рынке появляется множество микрокомпаний, чьи небольшие объемы тем не менее попадают в общую статистику.
В международных перевозках сохраняются дисбалансы. Китайские перевозчики, стремясь избежать порожних пробегов, демпингуют на обратных рейсах из России, создавая давление на местные компании. Дополнительные сложности связаны с задержками на казахстанской границе, где до 80% грузов проходят досмотр. «Машины стоят неделями, что неизбежно ведет к росту тарифов», – констатирует Максим Захаров из Free Lines Company.
Несмотря на сложности, ряд игроков фиксируют положительную динамику. «Деловые линии» отмечают рост спроса на международные перевозки на 15%, особенно в Узбекистан (+25%) и из Китая (+36%). Однако эксперты сходятся во мнении, что устойчивость восстановления будет зависеть от макроэкономических факторов, прежде всего – от динамики ключевой ставки и потребительского спроса. «Оптимизм остается осторожным», – резюмирует Алексей Бондарь из «Монополии».
Напомним, в 2025 году средний срок оплаты услуг грузоперевозок увеличился до 30 банковских дней – в три раза больше, чем годом ранее. Такие данные приводят в совместном обзоре ассоциация «АвтоГрузЭкс», «ПЭК», «ГЛТ», «Байкал-Сервис», «Никотранс» и «ГПР-Логистика». Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов уточняет: задержки платежей стали массовыми, а перевозчики вынуждены привлекать дорогие кредиты, чтобы избежать кассовых разрывов. LR