Найти в Дзене
Каморка Программиста

Как алгоритмы пишут музыку, AI заменят Баха и Моцарта

Народ, всем привет. Музыка наше все, я вообще меломан и музыка у меня играет постоянно. Сегодня музыку может сочинять не только человек, но и... код. Алгоритмы стали частью творческого процесса, и это уже не эксперимент, а реальность музыкальной индустрии. Да таже нейромузыка в Яндексе, ничего о ней говорить плохого или хорошего не буду, у каждого свое мнение, но как факт – она существует. Для нас, как инженеров, больше интересно, как же так получилось, что компьютерные программы теперь могут писать симфонии, поп-хиты и саундтреки? Ответ, само собой, в стремительном развитии искусственного интеллекта, машинного обучения и алгоритмах. Основой компьютерной музыки являются алгоритмы, чёткие последовательности действий, которые позволяют обрабатывать данные, распознавать закономерности и генерировать новое. В случае с музыкой, данные — это ноты, аккорды, ритмы и структура произведения. Современные алгоритмы могут анализировать огромные музыкальные архивы и выявлять в них шаблоны: На базе э
Оглавление

Народ, всем привет. Музыка наше все, я вообще меломан и музыка у меня играет постоянно. Сегодня музыку может сочинять не только человек, но и... код. Алгоритмы стали частью творческого процесса, и это уже не эксперимент, а реальность музыкальной индустрии. Да таже нейромузыка в Яндексе, ничего о ней говорить плохого или хорошего не буду, у каждого свое мнение, но как факт – она существует.

Для нас, как инженеров, больше интересно, как же так получилось, что компьютерные программы теперь могут писать симфонии, поп-хиты и саундтреки? Ответ, само собой, в стремительном развитии искусственного интеллекта, машинного обучения и алгоритмах.

Кстати об алгоритмах

Основой компьютерной музыки являются алгоритмы, чёткие последовательности действий, которые позволяют обрабатывать данные, распознавать закономерности и генерировать новое.

-2

В случае с музыкой, данные — это ноты, аккорды, ритмы и структура произведения.

Современные алгоритмы могут анализировать огромные музыкальные архивы и выявлять в них шаблоны:

  • какие аккорды чаще следуют друг за другом,
  • как строятся мелодические линии,
  • какие ритмические рисунки соответствуют разным жанрам.

На базе этой информации создаются модели, которые способны генерировать музыку, подобную обучающим образцам, либо сочинять нечто совершенно новое. Существует несколько подходов к созданию алгоритмической музыки.

  1. Один из них — генеративные алгоритмы. Это простейший способ программного сочинения, когда набор правил управляет тем, как ноты будут появляться. Например, можно задать определённый лад, диапазон нот, ритмический рисунок, и программа будет варьировать параметры в этих пределах. Такие алгоритмы использовались ещё до появления ИИ — например, авангардными композиторами XX века.
  2. Другой, более продвинутый метод — использование нейросетей. Это уже настоящая имитация человеческого восприятия музыки. Нейросети, обученные на тысячах произведений, «понимают» музыкальный язык, определяют, какие гармонии и мелодии вызывают приятные ощущения, и могут самостоятельно воспроизводить такие структуры.
-3
Если Вам нравятся наши статьи, и вы хотите отблагодарить автора (на развитие канала), нам будет очень приятно!

Плюс и минусы

Тут важно понимать, что алгоритмы не заменяют композитора, а становятся его помощником. К примеру, музыкальный дизайнер может использовать ИИ для генерации фоновых треков или поиска вдохновения. Некоторые композиторы вводят часть мелодии, а система предлагает варианты продолжения. Это сокращает время работы, расширяет границы воображения и помогает находить неожиданные музыкальные решения. Особенно полезно это в медиаиндустрии, где требуется большое количество контента — для игр, приложений, рекламы, фильмов.

Тем не менее, у алгоритмической музыки есть свои ограничения. Машины пока плохо справляются с эмоциональной глубиной, они могут лишь копировать форму, но не всегда чувствуют содержание. Также они опираются на уже существующие данные и не способны к настоящему музыкальному бунту, как это делают гении-композиторы.

Кроме того, есть этический вопрос: кому принадлежит авторство алгоритмически сгенерированной композиции? Программисту? Композитору, который дал инструкции? Или алгоритму?

Ну и ещё один аспект, это восприятие слушателей. Некоторые музыкальные критики указывают, что музыка, созданная ИИ, порой звучит технично, но бездушно. Другие, напротив, восхищаются тем, как точно машины воспроизводят стили разных эпох, не допуская ошибок и используя теоретические знания, доступные только профессионалам.

-4

Что нас ждет в будущем

Но музыка музыкой, но интересно (и полезно) тут то, как такие технологии влияют на музыкальное образование. Уже сейчас существуют приложения, которые обучают игре на инструментах с помощью ИИ, анализируя игру ученика и предлагая улучшения. Алгоритмы помогают понять музыкальную теорию, сочинять мелодии, что делает обучение более доступным для большинства и главное, интересным.

Будущее алгоритмической музыки выглядит многообещающе. С развитием технологий ИИ будет всё лучше понимать вкусы, стили и эмоции. Возможно, в будущем мы будем слушать музыку, сгенерированную специально для нас, под настроение, погоду или личные предпочтения. Уже сейчас системы могут создавать звуковое оформление для медитаций, сна, работы, подбирая ритмы и тональности, которые максимально соответствуют целям пользователя.

-5

Кстати, у нас есть и другой канал, FIT FOR FUN, про фитнес, бодибилдинг, правильное питание, похудение и ЗОЖ в целом. Кому интересно, ждем вас в гости!

Мертвые языки программирования, почему пол мира их использует
Каморка Программиста10 июля