Есть мнение, что осушение болот ведёт к повышению концентрации углекислого газа в атмосфере. Это часто встречающееся и по большому счёту верное мнение. Но есть и другое, – оно периодически высказывается в публикациях «Цитадели». Основной «кладовой биодоступного углерода» являются почвы. Здесь ключевое слово «биодоступного». Углерод из каменного угля и нефти без участия человека не вернётся в атмосферу. Из осадочных горных пород – подавно. Этот углерод уже минерализован и принадлежит литосфере, а не биосфере… Но не суть.
Суть же в том, что не все читатели с мнением о высокой роли почв согласны.
Поскольку вопрос интересный, я потрудился, используя общедоступные источники, собрать данные об основных хранилищах биодоступного углерода. Замечу, впрочем, что исходные данные не слишком заслуживают доверия. В основе такого рода оценок, как правило, лежат достаточно вольные допущения. Но есть и исключения. Масса углерода (не углекислого газа, а именно углерода) в атмосфере, например, известна точно, – 1000 миллиардов тонн.
Масса углерода в почвах, видимо, выше – 1000-1500 миллиардов тонн.
Масса углерода в живых организмах – 600-1000 миллиардов тонн.
В болотах, считая как «действующие», так и просто торф – не больше 300 миллиардов тонн. Из чего именно болота приходится порядка 1%.
Можно вспомнить ещё вечную мерзлоту, гидраты, но там ерунда – 20 миллиардов тонн.
О чём говорят эти цифры?
Да ни о чём.
Например, 20 миллиардов тонн углерода из гидратов, это 27 миллиардов тонн метана, это 0.8% от массы углекислого газа или +2% к парниковому эффекту. Но современное развитие климатологии ничего не позволяет сказать о значимости такого довеска. Кроме, может, того, что «метан-гидратное ружьё» – ерунда какая-то.
Сравнив массу атмосферного углерода и массу углерода в организмах, можно понять, что почти весь, а может и весь, атмосферный углерод уже вовлечён в круговорот и «прокручивается» на каждом цикле.
Углерод в почве в этом смысле, «оперативный резерв», – при ухудшении климата и эрозии почв часть его вернётся в атмосферу.
Через почву также происходит минерализация. Небольшая часть органики постоянно уносится грунтовыми водами вниз, и там минерализуется.
В случае же болот, наоборот, лишь небольшая часть углерода вернётся в оборот. Большая часть смытой в реки (в том числе из состава почв) и осевшей в болотах органики там и останется. Через болота углерод начинает путь в состав угля.
...Таким образом, да, хотя в самих болотах и мало остатков, болота, всё-таки, можно считать «лёгкими» планеты, – через них углерод из атмосферы и биосферы «утекает».